Автор Виталий Фотин, радио Sputnik, Латвия
Люди раньше были ничуть не глупее. Взять хотя бы пример: придумали же такую профессию – плакальщицы. Это же не просто так. Правильно страдать умеют не все. Этим должны заниматься профессионалы. Как-то в наш технологичный век об этом забывают.
Нынче горе — дело публичное. Объявили где-то траур – попробуй не присоединись. В обычный флэшмоб записываются по желанию. В траурном флэшмобе – все автоматом. И при этом внимательно следят, кто занятие прогулял.
В Латвии произошло то, что рано или поздно должно было случиться. По закону жители домов должны в памятные даты, праздники и траурные дни вывешивать на своем доме флаг. Как в Америке. Слава Богу, есть на кого равняться!
К юристу, доценту Латвийского университета Солвите Олсене два года назад гости на семейный праздник приехали. И так совпало, что праздник пришелся аккурат на день памяти "жертв коммунистического террора". Решила Олсена не лицемерить и флаг с траурной лентой не подняла. Но нашлись ответственные люди, которые в минуты глубокой скорби нашли время сообщить куда надо. Полиция приехала и предупредила: не хотите публично страдать – будете платить.
Юриста такая ситуация задела, и начала она по инстанциям ходить. Мол, траур – это хорошо, то есть плохо, но по любому дело-то это сугубо личное. И хотя детям Германии сочувствую, но журналы покупать не буду. Не хочу.
Суды один за другим встали на сторону государства. Слезы можешь не лить, но флаг подыми. Теперь иск – в суде Конституционном. Если и там обяжут скорбеть, поедет юрист выяснять тонкости прав человека в Европейском суде.
Латвийское же государство признать право человека самому решать, вывешивать флаг или нет, никак не может. Получается, что гражданин будет сам решать, как к истории относиться? Этого допустить никак нельзя.
Законов понаписано, подпунктов обозначено нынче столько, что не все дипломированные юристы сходу разобраться могут. А от самого словосочетания "права человека" латвийские суды в озноб бросает: по проигранным в Страсбурге делам Латвия — один из лидеров.
Все-таки зря латвийские законодатели, увлекшись траурными днями, обошли стороной традиции предков. Именно их и надо изучать, чтобы потом таких дел не возникало. Почему бы не ввести профессию плакальщицы? Лучше — на госсодержании. Отбоя не будет. Стой да рыдай в нужный день. Надевай черное, неси цветы, рассказывай, как мы все скорбим. Люди будут благодарны. Им хоть лицемерить не придется. По крайней мере – траур, как и было прежде, станет их личным делом.