Автор Татьяна Голованова
Интеграционные процессы, проходящие в Европе и Азии, отнюдь не по душе американским властям. Именно США пытаются с помощью давления на Евросоюз разбить идею единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Причина проста и понятна — любые интеграции противоречат интересам Белого дома.
Идея создания общего рынка между Европой и Азией появилась достаточно давно. Интеграции стали выгодны не только внутри Евросоюза, но и внутри стран СНГ. Уже с 1 января 2015 года заработает Евразийский экономический союз, в который войдут Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. Однако для лучшего развития экономик среди политиков возникла идея еще большего стирания таможенных границ. В августе 2014 года президент Владимир Путин напомнил, что, несмотря на нынешнюю геополитическую ситуацию, идею свободного рынка от Лиссабона до Владивостока хоронить рано.
"Давайте посмотрим на предложение по зоне свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, или Пекина и Шанхая. Здесь выгода состоит в том, что в Западной Европе нехватка сырьевых и трудовых ресурсов. И, наоборот, эти ресурсы есть в России и Китае. Поэтому создание такого общего пространства вполне логично с экономической точки зрения. Эти территории взаимно дополняют друг друга. Экономическое сотрудничество будет взаимовыгодным, если страны найдут разумный компромисс".
Однако на сегодняшний день эта идея, если и не убита окончательно в Брюсселе, то заморожена. В этот процесс вовремя влезли Соединенные Штаты. Им такая интеграция не нужна, потому что ЕС и этот рынок хотят получить сами американцы. Говорит Алексей Скопин:
"Штатам идея интеграционных процессов нравится в том случае, если они возглавляют эти процессы. Если это пытаются возглавить другие страны, то это естественным образом встречает отторжение с позиции США. Потому что это нарушает идею глобальной гегемонии и исключительности, о которой постоянно говорит нынешний американский президент, как и все бывшие президенты США".
Цель США – предотвратить экономическую интеграцию Азии и Европы. Неспроста происходят события на Украине, которая могла стать мостом континентальной интеграции. США для развития необходим европейский рынок. Но для этого Вашингтону необходимо устранить конкурентов с Востока и превратить Евросоюз из экспортера в импортера. Но главное для этого — не дать возможности сотрудничать с Россией или Китаем, иначе судьба доллара как международной валюты может оказаться решена не в его пользу. Комментирует руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов:
"Для Евросоюза всегда была развилка. Либо сближаться с США, но и была альтернатива: интеграция от Лиссабона до Владивостока, прежде всего, за счет вовлечения России и Украины, в том числе и Турции. И, таким образом, создавался противовес Америке".
Впрочем, перетянуть одеяло на себя США не составило труда. Белый дом просто сыграл на европейском самолюбии. Когда речь шла о векторе на Восток, ЕС сам хотел выступать старшим партнером и требовал особенных преференций, на что остальные пойти просто не могли. Другое дело, что усиление связи с США не только не помогло европейской экономике, но и лишило ее политического суверенитета.