Автор Михаил Шейнкман
Ким Чен Ына все-таки "убьют". Много раз. На глазах у всех, кто захочет над этим посмеяться. А таких будет, наверное, даже больше, чем предполагалось изначально. Шумная кампания вокруг скандальной комедии "Интервью" сопровождалась угрозами терактов от неких хакеров, неподдельным испугом производителя и временным отказом от премьеры, живым участием Обамы, который, по сути, стал генеральным промоутером картины. После такого пиара она, как принято говорить, была "обречена на успех", а вождь Северной Кореи на ликвидацию.
24 декабря "взорвался" интернет. На католическое Рождество лидера КНДР решили "прокатить" три сотни частных кинотеатров в США. Сюжет простенький, без затей. По большому счету, политическая кинохалтура. Хотя не без претензии на Чехова. По крайней мере, подразумевается, что главный герой – это все-таки смех. Два американских журналиста получают задание ЦРУ убить товарища Ына. Уже одно только это должно вызвать у зрителя гомерический хохот. Ведь это же, на самом деле, умора, когда приказано уничтожить главу суверенного государства. С шутками и прибаутками репортеры – киллеры со своей задачей справляются. В общем, то еще искусство. Но даже в этом жанре – это совсем не "приход поезда". Реальных и живых лидеров государств на экране уже убивали. Последним от выстрела снайпера пал старший Буш. В фильме "Смерть президента", показанном лет десять назад на одном из британских телеканалов. Очень тогда Вашингтон осерчал на своего союзника и никакого широкого проката лента не получила. Тогда пресс-секретарь Белого дома заявил, что считает ниже своего достоинства ее комментировать.
А сейчас сам Обама настаивает на том, что "искусство" должно принадлежать народу. Тем более наиважнейшее из всех. К тому же еще и небезЫнтересное. В "Сони", впрочем, утверждают, что ничего личного. Компания "Пикчерз" не подставляет. Это, дескать, киноанекдот. Он не подразумевает глубину мысли и, тем более, не является инструкцией по применению. И если бы не живое участие Обамы, это можно было принять за чистую монету. Но. "Я рад, что его выпустили", — заявил президент США о фильме, выдав тайные желания Америки. Конечно, никто не докажет, что она заказала "убийство".
Но для Вашингтона кино — это чуть ли не единственная возможность достать лидера КНДР и показательно расправиться с ним. Пхеньян, понятно, расценивает комедию как провокацию и прямое оскорбление. Однако и для Северной Кореи есть в этом прокате свои плюсы. Во-первых, она получила шанс перебить этой историей интернет-рекорд Псая из ненавистной Кореи Южной. По крайней мере, в финале картинный Ким Чен Ын тоже "зажигает" не по-детски. Причем, горит по-настоящему. Во-вторых, лидер КНДР, пусть не в той форме, как привыкли у него на родине, но тоже увековечивает себя в кино. Получается, сколько бы его ни убивали, он каждый раз будет появляться на экране снова. Живым и невредимым.
Продолжит руководитель Центра корейских исследований ИДВ РАН Александр Жебин.
— Пхеньян исключил физическую реакцию на прокат фильма. Тем не менее, назвал его оскорблением. А значит, должен быть ответ. Каким он может быть?
— Дело сводится больше к психологической, пропагандистской войне, чем к реальным каким-то шагам. Со стороны КНДР какое-то физическое воздействие на США предположить сложно. А вот какой-то ответ возможен. И я не исключаю, что Соединенные Штаты своими действиями провоцируют Северную Корею на какие-то шаги, которые позволили бы США ввести новые санкции против этой страны, максимально затруднить решение ядерной проблемы на Корейском полуострове.
— В России прокат этого фильма тоже возможен. Не повлияет ли он на планы Ким Чен Ына посетить Москву?
— Не думаю, что это будет каким-то существенным фактором. Но считаю, что фильм этот может быть запрещен в России на основании закона о борьбе с терроризмом, как прямо призывающий к терроризму против законных руководителей иностранного государства, тем более члена ООН. Американцы, которые сами так много шумят о борьбе с терроризмом, вносят какие-то страны в список государств, поддерживающих терроризм, сами должны очутиться в этом списке после выхода этого фильма.
Несмотря на весьма заурядный уровень и сомнительный подтекст, есть в этом кино и некий философский аспект. На самом деле, было бы не так плохо, если бы американцы с лидерами, которых они считают своими врагами, расправлялись только таким картинным образом. В мире тогда, возможно, стало бы гораздо меньше переворотов, цветных революций и прочих политических расправ. А пока, на всякий случай, им бы на себе не показывать. Говорят, плохая примета.