Автор Александра Дибижева
23 декабря 1910 года в Москве на Ходынском поле появился настоящий медицинский городок. Бесплатная больница для всех жителей города, "без различия званий, сословий и религий". Сейчас все ее знают как Московскую клиническую больницу имени Боткина, но первое время она носила имя Козьмы Солдатенкова — известного русского мецената, на чьи деньги она и была построена.
Почетный гражданин Москвы, купец первой гильдии Козьма Терентьевич Солдатенков занимал почетное место в ряду выдающихся российских предпринимателей и входил в группу так называемого "просвещенного купечества". Главной целью этих людей, которых сейчас мы называем меценатами, было служение на благо обществу и поддержка беднейших слоев населения. Благотворительная деятельность стала одной из главных черт конца XIX — начала XX веков, рассказывает кандидат искусствоведения, доцент факультета истории искусства РГГУ Илья Печенкин:
"Пореформенная эпоха – после реформ Александра II и отмены крепостного права — характеризуется попытками слома социальных барьеров и сословных стереотипов. Общественное служение как раз и заключается в том, что "имущие" занимаются поддержкой малоимущих. Это христианская идея и она реализуется в конце XIX века на практике".
Алексеевская психиатрическая больница, клиника кожных болезней, больница Хлудова, детская Морозовская и Голицынская больницы, Щербатовская (ныне Филатовская клиника) – все эти медицинские учреждения были созданы исключительно на средства меценатов. Не скупились они и на строительство медицинских школ, понимая, что вложения в образование станут самыми ценными инвестициями в здравоохранение. Так и Козьма Солдатенков, которого, кстати, часто называли Козьмой Медичи, решил отдать баснословную сумму денег на постройку больницы, говорит кандидат исторических наук, сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Марина Сорокина:
"Козьма Солдатенков, который распорядился по своему духовному завещанию выделить 2 млн рублей на постройку больницы, он эти деньги не просто отдал на строительство первой общедоступной больницы для бедных, но одновременно распорядился, чтобы она была построена по самому последнему слову архитектурной мысли и была оборудована самым лучшим медицинским оборудованием европейского уровня. Для проектирования больницы, а ее закладка произошла в 1908 году, через семь лет после кончины Солдатенкова, был привлечен очень известный архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц. Он оставался главным архитектором больницы вплоть до 1928 года и прославился целым рядом своих проектов медицинских учреждений Москвы, как раз построенных на деньги меценатов. Достаточно упомянуть здесь Абрикосовский родильный приют".
В лечебных корпусах больницы было все необходимое для нужд пациентов: приемный покой, аптека, дезинфекционная камера, баня и даже анатомический театр. Вскоре больница Солдатенкова стала одной из самых востребованных в городе. Во многом благодаря высокому уровню врачей, работавших там. Одним из главных научных "светил" больницы был Сергей Боткин. В декабре 1920 года клиника была переименована в его честь, рассказывает Марина Сорокина:
"В 1920 году эта больница по понятным политическим причинам была переименована. Но, к счастью, теперь она стала называться Боткинской больницей по имени очень достойного и известного медика, профессора Сергея Петровича Боткина. Кстати говоря, он имел прямое отношение к семье Солдатенковых. Они дружили семьями. Только после 1991 года снова наследие мецената вернулось в Москву, вернулось в больницу. На территории Боткинской больницы был установлен памятник Козьме Солдатенкову".
За более чем 100 лет существования Боткинской больницы ее востребованность ничуть не уменьшилась: за год врачи клиники принимают более 40 тысяч пациентов. Всех рангов и всех сословий. Просьба Солдатенкова была исполнена.