Автор Ника Филимонова
В следующем году исполняется 40 лет с момента подписания Хельсинкского акта 1975 года. Этот документ лег в основу работы ОБСЕ и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас Запад призывает к пересмотру документа. Москва же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.
Хельсинский заключительный акт подписан на Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года. В его создании приняли участие руководители 33 стран Европы, США и Канада. Главным итогом стала выработка основных положений системы международных отношений. Суверенное равенство, нерушимость границ, мирное урегулирование споров – это лишь несколько из десяти принципов, на которые должны опираться все государства-участники. Но спустя время выяснилось, что для отдельных стран законы не писаны, говорит политолог, исполнительный директор Института политических исследований Григорий Добромелов:
"С распадом двухполярной системы появился гегемон в лице США, которые фактические нивелировали многие правовые нормы и заложили в систему международного права, по сути, единственное право — право сильного. Тем самым, они заложили бомбу замедленного действия под всю нормативно-правовую систему внешней политики. Поэтому пересмотр многих основополагающих соглашений сейчас неизбежен. Поскольку общепризнанной системы международного права во внешней политике сейчас фактически не существует".
В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. В особенности российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.
"Вопросы безопасности и решение основных вопросов в Европе нельзя поручать каким-то блоковым структурам – будь то НАТО или ЕС. Хельсинки породили ОБСЕ. Это та организация, где Россия – полноправный и активный член, и мы отстаиваем эту позицию. Мы считаем, что потенциал ОБСЕ до конца не исчерпан. И нельзя ее приватизировать какому-то блоку или объединению".
Единственным правильным решением в этой ситуации будут совместные переговоры всех ведущих игроков. Но пересматривать полностью документ нельзя, говорит политолог Григорий Добромелов:
"Хельсинские соглашения являются одними из ключевых правовых норм, которые закладывают фундамент для новой международной системы. Россия стоит на позиции, что их необходимо сейчас модернизировать, надо садиться за стол переговоров и договариваться о новых нормативно-правовых условиях, о новых правилах игры во внешней политике. Потому что ситуация правового беспредела и наличие единственного права — права сильного — не может долго продолжаться в международной политике".
На встрече в Базеле в начале декабря дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". Для этого будет создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Они будут давать свои советы и рекомендации странам ОБСЕ. В свою очередь, Москва надеется, что к следующему году будет подготовлен необходимый пакет документов с полным анализом существующих проблем.