Автор Михаил Шейнкман
Эстония бьет один боевой рекорд за другим. Страна еще не отошла от восторгов относительно самой крупной в своей истории военной сделки с приобретением у Нидерландов 44 поддержанных БМП и шести танков "Леопард", а ей уже поднимают патриотический дух новым прецедентом. Еще никогда республика не вкладывала в оборону так много. В бюджете следующего года на нее запланировали 412 млн евро, доведя долю военных расходов до небывалых 2,05% ВВП. Страны с работающей экономикой не могут себе это позволить. А здесь ее и вовсе нет. Зато теперь будет, чем все это защищать.
Собственно, потому и такая большая сумма, что треть ее уйдет на голландскую технику. В Таллинне считают, что полсотни бронемашин – это как раз то, что надо. Пусть за всю эту рухлядь и придется заплатить 138 млн евро. Но "железо", как уверяет министр обороны Свен Миксер, стоит того. И под стать фамилии смешивает понятия. Для него "Б" в аббревиатуре машин пехоты уже не буква, а боевой дух, который вознесется на невиданный прежде уровень. "Поставка современных БМП поднимет боеспособность Сил обороны Эстонии", — одним словом "современные" вернул он вторую молодость машинам, что стояли на вооружении Нидерландов с середины девяностых годов. Но, как говорят, неплохо сохранились.
В этом смысле, они с Эстонией друг друга стоят. Та тоже в арсенале НАТО больше двадцати лет. Никакой пользы, зато вид угрожающий. А звук и того страшнее. Кстати, что касается шести "Леопардов", то они тоже лишь по прозвищу "зверь". На самом деле, это, скорее, не танки, а ос-танки. От них только ходовая база без вооружения. Но с документацией и боекомплектом.
Зато, какой взаимовыгодный обмен! С одной стороны, Эстония в буквальном смысле вкладывается в общеевропейскую безопасность. Нидерландам она позволяет не просто списать морально устаревшие образцы, но еще и заработать ими на новые. С другой стороны, и Таллинн получает реальную "бронь" от войны. Поскольку, кто захочет связываться с настолько больным воображением, что защиту оно видит даже в боевых машинах времени. Осталось, правда, еще научить эстонских военных управлять этой чудо-техникой. Уроки вождения и эксплуатации входят в предложенный голландцами пакет услуг. Хотя, может быть, не стоит рисковать. Тогда эти БМП еще лет тридцать проживут. Кто знает, когда у этой страны еще раз появятся деньги на то, чтобы обновить рекорд.
Оценит приобретение политолог Андрей Заренков.
— От чего или от кого сможет защититься Эстония с помощью такого автопарка?
— Ни от кого невозможно защититься. Это вызывает у нас в Эстонии гомерический хохот. У нас и пехоты-то нет для машин пехоты. У нас есть подразделения "Кайселит". Это вооруженные крестьяне. У нас такое ощущение, что Эстонии просто тратить деньги некуда. Либо это связано с какими-то "откатами" в министерстве обороны. По-другому никак нельзя объяснить безумную трату денег, когда у нас социальные дела не совсем хороши, у нас нет обеспечения многодетных семей, у нас пенсионеры живут не совсем хорошо.
— Пехота у вас как раз есть. Американские и натовские солдаты. А вот что касается денег, то Эстония приняла самый большой в своей истории военный бюджет. Население как-то может восстать против этого?
— Эта тема немного табуировано в эстонских СМИ. Принимается это лишь для того, чтобы в очередной раз где-нибудь в Вашингтоне погладили по коленке наших премьер-министров. Или же сказали: смотрите, Европа, у кого надо брать пример – 2% от дохода вы должны отдавать нам. На самом деле, местное население очень не информировано про это.
— Зато оно хорошо информировано об ужасах "российской угрозы". Эстония действительно боится нападения?
— Сегодня это некая эстонская "нокиа" — пугать собственное население Россией. Буквально, массовый психоз. Это связано с будущими выборами. "Русская угроза" может составить большое слагаемое успеха, на который надеются власти, которые хотят сохранить эту свою власть.
О великой прибалтийской трусости уже можно слагать легенды. В НАТО, по крайней мере, именно так и делают, когда оправдывают продвижение своей военной инфраструктуры поближе к России. Но при этом сами себе противоречат: отдают Эстонии отжившую технику, наверное, потому, что понимают: она здесь все одно не пригодится. Зато Таллинн теперь точно знает: чтобы победить, надо бить не врага, а рекорды. Собственной глупости. Будет ли с кем воевать, еще не известно, а боевые потери Эстония уже несет. По крайней мере, часть ее бюджета уже точно вылетела в дуло.