Автор Татьяна Голованова
Падающие цены на нефть взбудоражили ведущие умы мировой экономики и политики. Но на сегодняшний день никто не может со стопроцентной гарантией дать ответ о причинах такого существенного снижения. Единственное верное обоснование, лежащее на поверхности, — это снижение спроса на фоне замедления промпроизводства и избыток предложения. Усилилась конкуренция между производителями — упали цены. Это проигравшие стороны, а кто же выиграл на низких ценах?
С лета 2014 года возникло множество версий относительно будущего нефтяного рынка. Одни аналитики и финансисты утверждают о временности явления низких цен, и прогнозируют в перспективе рост котировок. Другие же, напротив, предрекают еще больший обвал и пересмотр правил игры на глобальном нефтяном рынке. Кому выгодны низкие цены на нефть? Говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, генеральный директор ЗАО "Инфо ТЭК-Терминал" Рустам Танкаев:
"Низкие цены на нефть выгодны странам – потребителям нефти. В первую очередь это, конечно, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то есть — Европейский союз, Соединенные Штаты и Япония. Во вторую очередь – это развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Индия, у которых, естественно, себестоимость значительно зависит от цен на энергоносители".
А если верить в конспирологию, которая вдруг стала популярнее сухого изложения аналитики в финансовом мире, то вариантов несколько. Первая причина – искусственное снижение, как результат сговора Саудовской Аравии и США в попытке наказать Россию за излишне независимую внешнюю политику. По другой версии, саудиты снижают цены в одиночку и намеренно, чтобы убрать США со сланцевой нефтью с рынка. Ведь низкие цены ставят крест на дорогих методах добычи черного золота. Но обе теории разбиваются перед весомыми фактами. Бюджет Саудовской Аравии при ценах ниже 80 долларов за баррель находится под угрозой, а в Вашингтоне уже опасаются роста доллара — традиционной реакции валюты на низкую нефть, что также бьет по экономике и конкурентоспособности страны. В подобной ситуации раньше помогало сокращение предложений. Но в этот раз продавцы не торопятся сокращать добычу. Дело не в недоверии или жадности, говорит начальник управления инвестиционных операций АКБ "Ланта-Банк" Олег Поддымников:
"Продавцы могут повлиять путем сокращения предложения, но бюджеты компаний уже расписаны на несколько лет вперед. И сокращение предложения – это прямой убыток деятельности, потому что нельзя остановить половину скважин просто для того, чтобы удержать цены на нефть на какое-то время. Поэтому продавцы, скорее всего, будут продавать основной объем при любой цене на нефть, чтобы просто поддержать свою деятельность".
Нефть за бесценок, впрочем, может отразиться на долгосрочных проектах, которые пока находятся у добытчиков на стадии запуска или только на бумаге. И в этом случае перенос сроков окупаемости скажется и на основных потребителях нефти — многие государства вкладывались в нефтяные проекты, чтобы иметь дисконты по ценам на топливо. Но все же кто-то должен остаться в выигрыше. Доказательство этому — исследование, представленное изданием Quartz. С этой целью для 25 крупнейших импортеров нефти был рассчитан "Индекс $80". Оказалось, больше стране понравится понижение стоимости этого товара, если у нее высокий уровень зависимости от покупки нефти за границей, низкая энергетическая эффективность экономики или низкая геополитическая независимость. Учитывая эти факторы, низкие цены наиболее удобными оказались Украине, Польше, Турции, Бельгии и Японии. В первой десятке тех, кого обрадовал обвал на нефтяном рынке — США, Южная Корея, Сингапур, Великобритания и Южная Африка.