Автор Михаил Шейнкман
В поисках мифической российской подлодки шведы, похоже, потеряли уверенность в себе. На пятые сутки бесплодных скитаний по собственной акватории они уже и сами не знают, что ищут. Хотя начиналось все воинственно и многолюдно. Беспрецедентное количество привлеченных сил и средств, а также громкие заявления Стокгольма о радиоперехвате прямой, без всякой конспирации, русской речи якобы с борта терпящей бедствие субмарины, настраивали на сенсацию. Однако уже к понедельнику появились сомнения в том, что облава может быть результативной.
Когда, наконец, глава пресс-службы министерства обороны заявил, что разговоры о "российском следе" — "чистые спекуляции", стало ясно: пора объявлять отбой подводной тревоге. Однако шведы и сегодня продолжают "плавать". Совсем не только в морском смысле этого слова. Теперь они пытаются найти выход из неловкой ситуации. Получается, либо невиданная, как ее подавали, со времен "холодной войны" угроза для национальной безопасности оказалась не лодкой, а уткой, и тогда это отнюдь не красит ведомство, обязанное полагаться исключительно на точные и проверенные данные, а не бояться каждого шороха. Либо некий объект, если все-таки допустить, что он был, ушел у шведов из-под носа, несмотря на всю их хваленую техническую оснащенность.
Сейчас они уверяют, что и не думали вовсе что-то искать, а на самом деле исследовали подводную активность. Но при этом сами же все еще путаются в показаниях. "Это может быть подводная лодка, может быть и легкая подлодка, а может быть и водолаз на скутере", — заявил один из руководителей операции контр-адмирал Андерс Гренстад. Сказал бы еще: "А, может, это страус злой. А, может, и не злой". Но Гладкова на них нет. И Конфуция тоже. Хотя знал бы он, как трудно найти подводную лодку в темной пучине вод, не разменивался бы на кошек.
Аналитики сейчас пытаются оправдать поведение шведов их стремлением расширить военный бюджет. Дескать, они сознательно раздули страх перед вражеским наплывом, чтобы он способствовал увеличению ассигнований на оборону. Может быть, это и стоит воспринимать в качестве хоть какого-то оправдания профессиональной некомпетентности, но первопричиной этой "одиссеи" была все-таки она. Тем паче, если исходить из того, что поводом для небывалой в истории Скандинавии военно-морской операции стала всего лишь фотография, сделанная молодой шведкой на отдыхе. На снимке, выложенном в Фейсбук, всего лишь движение воды. Но в Стокгольме после НАТО и Пентагона, видимо, хорошо усвоили, что именно в соцсетях обычно и ловится вероятный противник. А, коль скоро, что-то померещилось, решили одну простую сказку народу рассказать. Ее здесь помнят с детства. А, может, и не с детства. А, может, и не помнят, но будут вспоминать.
В разгар "холодной войны" в 1981 году советская подлодка С-363 села на мель в районе Карлскруна. Никакой опасности она не представляла, забрела в Швецию из-за отказа системы навигации. Но испуга викингам хватило лет на десять. Однако сейчас и близко ничего подобного не стояло, заявили в Минобороны России и по-соседски порекомендовали шведам поискать "летучего голландца" там, где ему самое место – на военно-морской базе Нидерландов. В минувшую пятницу голландская подлодка "Брэйнвис" зашла в эстонский Таллинн и собиралась двинуться обратно. Не исключено, на том снимке именно ею и было по воде писано. Как бы то ни было, премьер Швеции Стефан Левен заявил, что Вооруженные силы не охотятся за подводной лодкой, а лишь собирают информацию о ней. В Минобороны пошли еще дальше и уже назвали "эту операцию успехом". Его подробности, надо полагать, останутся такой же тайной, что и ее детали. "И от такого пения, а, может, и не пения, упал немедля в обморок от смеха весь народ".