Автор Михаил Шейнкман
Грузия, пожалуй, впервые после Саакашвили заговорила об агрессивных действиях против России. Пока этот эпитет используют в характеристике так называемых "дипломатических усилий", но он уже подразумевает концентрированную конфликтность. Именно ее Тбилиси решил избрать в качестве реакции на новый договор между Россией и Абхазией. По его поводу в минувшую субботу здесь собирали заседание Совета по безопасности и управлению кризисами, а также расширенное совещание по внешней политике у министра обороны.
Он-то и доказал, что совсем не зря Саакашвили приходится двоюродным братом. "Мы, — сказал Ираклий Аласания, — начинаем предпринимать агрессивные шаги на мировой арене".
О подробностях распространяться не стал. И лишь чуть позже глава МИД Майя Панджикидзе расшифровала, что речь идет о, как она выразилась, "проактивной, то есть, работающей на опережение, политике". По ее словам, такое решение было принято, "исходя из тех вызовов, которые встали перед Грузией". Заметим, что Грузию как раз никто "не вызывал". В российском МИДе ее и сейчас вежливо просят остаться в пределах своих границ и своей компетенции. В новом договоре между Москвой и Сухуми нет ничего, что могло бы напрямую касаться официального Тбилиси. Если, конечно, он не считает себя тем самым внешним агрессором, в целях защиты от которого Россия с Абхазией и задумались о создании общего контура безопасности. Собственно, и самого договора пока нет. Есть только предложения, проекты и, естественно, стремление сторон его подписать.
Владимир Путин и Рауль Хаджимба условились об этом в конце августа, сразу после президентских выборов в Абхазии. Тогда и решили в отредактированном Соглашении о дружбе и сотрудничестве, во-первых, предусмотреть более глубокую интеграцию; во-вторых, зафиксировать создание объединенной группировки войск "для отражения угроз и совместной охраны границы Абхазии". После таких пассажей от министра обороны сопредельного государства, получается, что не зря.
Контур общей безопасности – это совершенно нормальная реакция на превращение соседней страны в натовский плацдарм. Тбилиси уже объявил об открытии в Грузии учебных баз альянса, на территории которых могут муштровать совсем не только местных военных. Хотя в Тбилиси не признались в том, что здесь будут учиться убивать сирийские боевики. Но его признание — это ведь не самое главное для того, чтобы они здесь действительно появились. Да и количество натовских специалистов, которых сюда уже завозят партиями, вряд ли случайно приблизилось к абсолютному рекорду времен Саакашвили.
Вопрос эксперту по Закавказью, политологу Владимиру Захарову:
— Что же так сильно напугало Тбилиси в этом пока несуществующим договоре между Москвой и Сухуми?
— Их не напугало. Это продолжение политики Запада по отношению к России. Они хотят восстановить весь мир против России. И Грузия в этом числе. Маленькое государство, но там постоянно нагнетаются антироссийские выступления и идеи, что Россия готова уже поглотить Грузию. Поэтому Грузия и ведет себя также. Она повторяет все те ужимки, которые сделал президент Америки.
— Когда Тбилиси заявляет об агрессивных шагах, он имеет в виду свои шаги или все-таки своих покровителей?
— Они думают, что покровители прибудут, вооружат их. И они тогда вместе с ними нападут на Абхазию и Южную Осетию.
— То есть, Вы не исключаете попыток реванша.
— Конечно, нет. Они могут попытаться это сделать. Но они должны, прежде всего, подумать, что будет с Грузией после этого и останется ли она в том виде, в котором они ее содержат.
— Похоже, они уже решили, что будет с Грузией. Здесь открывают учебные базы НАТО. И, возможно, сюда привезут сирийских боевиков. Чем это чревато?
— Прежде всего, для Грузии чревато. России-то есть, чем ответить. Они только забывают, что все эти расходы лягут на грузинский народ, прежде всего. Он будет отвечать за все то, что будет творить его безобразное руководство. Они пытаются продолжить линию Саакашвили. Не получится.
В Тбилиси откровенно без стеснений полагаются на политическую поддержку США и ЕС. Потому, наверное, и называют свои действия агрессивными, чтобы попасть под их настроение и зазвучать в его тональности. Для того и ухватились так решительно за пока несуществующий договор России с Абхазией, чтобы напомнить, что совсем не только одна Украина готова обслуживать интересы Запада. Хотя со своей "проактивной политикой на опережение" Тбилиси все же неуместен и значительно ограничен. Ведь тому, кто бежит впереди паровоза, всего-то и остается, что спасаться бегством.