Автор Виталий Фотин
Фашизм. Обыкновенный фашизм. Те, кто не понаслышке сталкивался с ним, понимают и помнят, что значат слова "каратель", "геноцид" и "холокост". Неравнодушные сразу стали крайне однозначно и негативно оценивать новый латвийский мюзикл, главным героем которого является Герберт Цукурс. Каратель и фашист, причастный к смерти 25 тысяч человек. А вот люди из латвийского искусства решили посмотреть на это шире. Трагический герой, противоречивая личность, родовая травма, деревянные игрушки.
Факты. Исторические факты. Некоторые свидетели вспоминали, что Цукурс ездил по гетто на машине, стреляя из пистолета во встречных евреев. По воспоминаниям других свидетелей, в ноябре 1941 года Цукурс, будучи руководителем первого уничтожения жителей рижского гетто, лично убивал отстающих от колонны стариков и больных. Цукурс отнимал грудных младенцев и, подбрасывая в воздух, стрелял в них. И вот эти чудовищные факты создатели мюзикла решили трактовать по своему, подойти, так сказать, творчески.
"Цукурс. Герберт Цукурс" – так называется мюзикл. Аналогия из приветствия самого известного товарища из Ми-6 по фамилии Бонд нас уже настраивает на детективный лад. Пусть будет интрига, решили постановщики, зрителю это нравится. Сам выбор жанра тоже неслучаен. Это ж мюзикл – пусть герои поют и пляшут. Как плясали, например, те, на кого господин Цукурс наводил пистолет. Или поют так, как отпевали потом их близкие. Сколько режиссеры нашли творческих решений!
А что за этим последует скандал, протестные акции неравнодушных, по мнению постановщиков, хорошо. Это же бесплатный пиар! Еврейские организации протестуют у театра. Но, как ни ужасно, люди идут смотреть. Получается, в бизнесе, извините, морали места нет. Просто арифметика.
Так что не надо особенно заморачиваться с написанием текста, поиском актеров, написанием песен. Сказал же продюсер мюзикла Юрис Миллерс мол, задача искусства — провоцировать.