Автор Ольга Соломатина
Действия Киева все больше напоминают поведение утопающего, который топит спасателя, пытаясь ухватиться за воду. Исторически сложившиеся производственные связи с Россией рушатся под гнетом политических разногласий и давления Запада. В то время как США и ЕС кормят Украину обещаниями поддержки, выдают дорогостоящие кредиты на оборонку, ситуация в экономике остается катастрофической.
Стране грозит дефолт, холодная зима без отопления, да и кредиты МВФ отдавать нечем. Выйти из кризиса самостоятельно Украина не может. Чтобы стабилизировать экономику, нужны деньги и технологии. Ни того, ни другого у Киева нет. Не говоря уже о рынках сбыта и импорте управленческих практик. Когда-то общий рынок, как и научный потенциал России и Украины, были залогом экономического развития обеих стран. Устремления Киева на Запад поставили под удар и без того шаткую экономику и нарушили эти связи. Но власти настойчиво твердят о партнерстве с США и ЕС. Притом, что сотни тысяч украинцев по-прежнему работают в России, которая остается важнейшим рынком для многих отраслей украинской экономики. А его потеря может привести к окончательному коллапсу украинской промышленности. Но отношения уже не те, а чтобы их возобновить, украинская элита должна сильно измениться, считает главный советник Российского института стратегических исследований Владимир Козин:
"У Украины есть несколько проверенных, честных, открытых партнеров на международной арене — это РФ и другие государства СНГ. С другими странами наладить отношения Украина не сможет ввиду своей финансовой и экономической несостоятельности, а также из-за нежелания стран ЕС, США, Канады и других государств помогать бескорыстно Украине. НАТО интересует Украина как плацдарм для развертывания средств передового базирования против Российской Федерации, как государство, которое будет постоянно придерживаться антироссийских настроений и проявлений".
Курс на сближение с ЕС — это сегодня официальная установка украинской власти. В Евросоюзе к этим устремлениям относятся с особым прагматизмом, говорит политолог, замдиректора Института научной информации по общественным наукам РАН Дмитрий Ефременко:
"Первое — это восприятие Украины как своеобразного моста между Евросоюзом, Россией и другими странами постсоветского пространства. И согласно этому подходу, сближение Украины с ЕС не должно блокировать сотрудничество Брюсселя и Москвы, а Украина могла бы сохранить основные преимущества кооперации с Россией. Второй подход исходит из логики, когда Украина превращается в некий барьер, отгораживающий Европу от России. Экономические потребности должны заставить основные стороны конфликта прийти к выработке трехстороннего формата взаимодействия и сотрудничества. И это придется принять властям в Киеве, которые сейчас, особенно на этапе подготовки к выборам, вовсю эксплуатируют антироссийскую риторику".
Вашингтон стремится создать благоприятные условия для американских корпораций на Украине, но вот реальной помощи, которая бы коснулась украинского народа, от США не дождешься. Они хотят переложить это бремя на хрупкие плечи ЕС и, возможно, даже России. До конца года должна пройти конференция по оказанию финансовой помощи Украине, и европейцы поговаривают о том, чтобы привлечь Москву к этой помощи. Почему-то в этом случае считается, что именно Россия, как братская страна, должна взять на себя основные расходы, а решать, куда потратить, Киеву подскажут "настоящие друзья" из Белого дома.
Также встает вопрос об антироссийских санкциях, ведь в них участвует и сама Украина. Безусловно, без серьезных шагов по политическому урегулированию конфликта на Донбассе ожидать помощи Кремля не стоит, уверены эксперты. Сегодняшнее так называемое партнерство во благо ЕС и против России, обойдется Украине недешево. По самым позитивным оценкам, предотвращение дефолта будет стоить не менее 100 млрд евро. И далеко не факт, что европейские налогоплательщики захотят брать на себя это бремя. Тем более, что Европа и так терпит убытки из-за санкций. Владимир Путин не раз говорил, что выход Украины из кризиса отвечает российским национальным интересам. А украинский народ остается самым близким для России. Москва, конечно, будет это учитывать, выстраивая свои отношения с Киевом. Однако украинским элитам, которые стали заложниками собственной антироссийской риторики, придется в этом случае измениться до неузнаваемости.