Автор Ника Филимонова
Двухпартийная политическая система, давно используемая в западных странах, преимущественно англоговорящих, считается успешной моделью управления, образцом баланса и сдержанности. Но насколько эффективна на самом деле эта система?
Республиканцы и демократы в США, консерваторы и лейбористы в Соединенном Королевстве… Кажется, что политическая жизнь этих стран сосредоточена вокруг борьбы всего двух политических противников. Однако на деле все совсем не так. Зачастую ведущие партии становятся настолько похожими друг на друга, что отличия приходится искать уже в деталях. А сами партийные лидеры пытаются угодить так называемой "демократической элите", говорит исполнительный директор Института политических исследований Григорий Добромелов:
"В двухпартийной системе зачастую партии настолько сближаются друг с другом, с точки зрения идеологической позиции, что их политика отличается лишь в нюансах. По сути, и одна, и другая партия является продолжателем курса и отстаивает интересы одной правящей элитной группы. За долгую традицию демократии формируется определенный элитный класс, как госчиновников, так и бизнесменов, который закрывается, и не происходит его ротации. Это такая демократическая аристократия, которая не допускает в свой круг людей, исторически к нему не принадлежащих. Соответственно, обе политические партии начинают отстаивать интересы именно этих демократических аристократических групп".
А общий интерес, как известно, сближает. Так и две противоборствующие силы пытаются прийти к компромиссу, который бы устраивал и ту, и другую сторону, говорит доктор исторических наук Валерий Гарбузов:
"В англосаксонских странах политическая жизнь построена на противоборстве, но и взаимодействии, а, в конечном счете, поиске компромисса, который бы устраивал, в данном случае, две крупные политические силы.
Таким образом, одна партия выжидает, другая действует, а потом наоборот. И так до бесконечности. Но в какой-то момент такая монополизация власти может надоесть. Ведь при такой системе управления остальные, менее многочисленные партии, просто не имеют шанса пробиться на политическую арену. Такого поворота событий двухпартийная власть явно не предусмотрела и столкнулась с серьезными проблемами, отмечает политолог, исполнительный директор Института политических исследований Григорий Добромелов:
"Сейчас, когда в мире очень многое изменилось, двухпартийная система не успевает реагировать на вызовы современного общества.
Но в США и Великобритании предпочитают не замечать своих промахов. Не позволяя другим политическим силам заявить о себе, они уверенно следуют принципу "ни себе, ни людям". Но, похоже, кризис англосаксонской формы демократических институтов уже не за горами.