Автор Михаил Шейнкман
Таджикистан, может быть, тоже ищет свое окно в Европу, но пока это точно не Windows. Здесь его вновь решили на время прикрыть. А то что-то слишком "сквозит". Ветром перемен еще даже не пахнет, но нехорошими предчувствиями уже отдает. Вброшенные в Сеть призывы к продвинутым гражданам "продвинуться" к 10 октября до антиправительственного митинга в столице завершились блокировкой доступа более чем к 200 сайтам. Это известные мировые бренды и российские новостные ресурсы.
Впрочем, их происхождение не имеет значения. Главное – аудитория. Это ее решили посадить на информационную диету. В Душанбе официально не связывают одно с другим. Однако глава Службы связи при правительстве Бег Сабури хоть и отверг причастность своего ведомства к интернетсанкциям, но так, что ни у кого не осталось сомнений в том, кто в них заинтересован. Он напомнил, что некоторые сайты совсем "не хотят мира в Таджикистане, разжигают конфликты и провоцируют экстремизм". Не сказать, чтобы местное виртуальное пространство этим кишело, но здесь к подобным проявлениям относятся как к вирусу: коль появился – на карантин следует посадить всю систему.
Хотя, по мнению экспертов, властям не стоит беспокоиться. По крайней мере, по поводу ближайшего митинга точно. Его лозунги только звучат воинственно: "Таджикистан без Рахмона!", "За честные выборы!". На самом деле, сейчас они выглядят и неуместно, и неактуально. Во-первых, еще года не прошло, как Таджикистан вновь захотел быть с Рахмоном. Его 85% при явке в 87% поборников чистой демократии, естественно, не убедили. Но что теперь-то к народу взывать, если тогда был самый подходящий повод. Он, конечно, еще представится. Но опять же в 2015-ом под парламентские выборы. Чего сейчас-то воздух сотрясать, справедливо задались вопросом граждане, в большинстве своем, как уверяют политологи, не проявившие никакого интереса к реввоенсоветам. И, тем не менее, здесь тоже знают, что береженого Аллах бережет. Поэтому, на всякий случай, власти сделали вид, что слишком серьезно относятся к угрозе, которую даже их противники называют несущественной.
В качестве профилактики такие меры выглядят вполне резонными. Если исходить из логики и стилистики правления по-восточному. Оно, как правило, не терпит вольнодумства. Тем более, если в интернет-сети уже попал не один режим. Душанбе вынужден держать ухо востро, в том числе и потому, что вокруг Центральной Азии складывается не самая благоприятная атмосфера. Прежде всего, это пресловутый "фактор 2014". Хоть США уже и не собираются выводить из Афганистана свой контингент полностью, но тем же талибам только укажи на соседнюю территорию, чтобы они развернулись в марше. А там и из Сирии боевики подтянутся. Причем, и тем, и другим совсем не обязательно дожидаться выборов.
Это для первых "цветных революций" еще нужен был формальный повод. Теперь, как показывает Украина, с этим делом особо не церемонятся. Можно и вначале — переворот, а потом – выборы. Можно и без них вовсе. Но переворот – вперед.
Эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов оценит риски.
— Рахмону действительно есть чего бояться, или его интернетсанкции – это для профилактики?
— В любом случае, профилактика тоже является полезным делом, даже если речь идет о мнимых угрозах. Поскольку президент Таджикистана не может не знать о событиях, которые разворачиваются сегодня в мире. Даже события в Гонконге тоже имеют этот вариант распространения через соцсети возбуждающих недовольство населения сведений с целью ликвидировать политический режим или, по крайней мере, создать серьезные проблемы властям Китая. Список таких стран можно продолжать. Поэтому президент Таджикистана, наверное, вправе поступать в качестве превентивной меры подобным образом.
Но президенту Таджикистана действительно есть, о чем беспокоиться. Во-первых, не удалось существенно поднять жизненный уровень населения. Социальное недовольство само по себе является фактором, который можно использовать разного рода оппозиции, а тем более радикалам в собственных интересах, в том числе для свержения власти. Следующее обстоятельство, которое необходимо упомянуть, — то, что обстановка вблизи Таджикистана очень сложная. Я имею в виду ситуацию в Афганистане. Поэтому президент Таджикистана тоже вправе реагировать заранее, не дожидаясь, когда ему придется выводить полицейские силы на улицы и площади Таджикистана.
Власти Таджикистана периодически блокируют интернет. Чаще — для профилактики. Это и его дисциплинирует, и режиму позволяет держать себя в тонусе. Поэтому отключение Сети здесь – это, как регулярные подземные толчки. И не только потому, что к этому тоже привыкли. А потому, что это – высшие силы, с которыми все равно не справиться.