Автор Михаил Шейнкман
Стаю натовских ястребов возглавил, может быть, и не голубь мира, но, по всем внешним признакам, "белая ворона". В современной политике такие экземпляры встречаются еще реже, чем в природе. Но норвежец Йенс Столтенберг, похоже, как раз из таких. Даже не потому, что "серьезный и ответственный человек", хотя для нынешних западных деятелей первой линии такие качества — уже само по себе большая редкость. А потому, что так его охарактеризовал Владимир Путин, назвавший их отношения добрыми. Когда такую оценку дает если еще не противник, но уже и не партнер (так теперь квалифицируют в НАТО Россию), это располагает к осторожному оптимизму.
И дело вовсе не в том, что, в отличие от своего предшественника Расмуссена, Столтенберг не держал микрофон за пазухой во время бесед с Путиным. Он писал историю открыто. В 2006 году именно его правительство приняло стратегический план в отношении северных регионов Норвегии, предусматривающий масштабное сотрудничество с Россией. В 2010 он же подписал со стороны Осло норвежско-российское соглашение о делимитации морских границ в Баренцевом море, переговоры о котором велись сорок лет. Он и теперь признает, что работа с Путиным была полезной. Хотя в нынешней обстановке на Западе это сродни крамоле.
Впрочем, на посту генсека НАТО у Столтенберга будет гораздо меньше возможностей. В бытность премьером он отвечал за целую страну. Сейчас даже за одного себя не получится. Его личное пространство – это риторика, которую он в состоянии облачить в более дипломатические формулировки, нежели его предшественник. Уподобиться Расмуссену не позволит воспитание. Но, какая разница — форте или пиано, если ноты остаются одни и те же.
Эксперты называют нового главу альянса политиком умеренным, сторонником более мягкой линии по отношению к Москве. Но "возвращение к прежнему формату контактов между Россией и НАТО не рассматривается в качестве варианта", – это уже его слова. Его подхватила инерция "холодной войны". И не видно, чтобы он был готов ей сопротивляться.
Как когда-то, в молодости. В 70-х вместе с сестрой Камиллой участвовал в антивоенных акциях, в том числе против американской интервенции во Вьетнам. Был в его политической карьере период, когда он активно выступал даже за выход Норвегии из состава НАТО. Затем стал старше, остепенился. И теперь, уже по долгу службы, считает альянс единственным и неповторимым. Причем, в любой географии. Ведь, как свинья – грязь, так и блок везде найдет свой Афганистан. Даже если он окажется Украиной в центре Европы.
Хотя сам Столтенберг мог убедиться в том, что НАТО не всесильно. И вся его североатлантическая интеграция бывает абсолютно беспомощна перед кровожадностью маргиналов.
Андерс Брейвик взорвал молодежный слет Норвежской рабочей партии на острове Утейя, когда Столтенберг был премьером. Брейвик – это, конечно, исчадие. Но именно за них вступился Запад на Украине. И пока не похоже, чтобы после смены генсека об этом можно было сказать в прошедшем времени.
Вопрос военному эксперту, публицисту Виктору Литовкину:
— Как Вы считаете, сумеет ли Столтенберг проявить свои лучшие качества на посту генсека НАТО?
— Дай Бог, если он проявит свои лучшие качества. Но я думаю, что не все в этой организации зависит от генерального секретаря. Любой генсек, что возглавляет альянс, действует или играет по нотам, которые ему написали в Вашингтоне. Поэтому пока отношение в Вашингтоне к России резко отрицательное, вряд ли генсек что-то может сделать.
— Что зависит от генерального секретаря? Чем может прославиться Столтенберг?
— Столтенберг, я думаю, может оказаться более гибким, более разумным и более конструктивным человеком, чем Расмуссен. Были до него разумные генсеки, которые могли пройти, так скажем, "между каплями дождя". Надо понимать, что Россия — самодостаточное государство, она способна защитить себя как политическим, так и военным путем. И никто в НАТО не сумеет навязать России то, что будет противоречить национальным интересам нашей страны.
55-летний Йенс Столтенберг родился 16 марта. В день Крымского референдума. Тогда, в 1959-ом, Крым еще был Россией. Очень, между прочим, хороший пример для подражания. Куда бы ни занесла судьба, остаться самим собой. Впрочем, каким бы Столтенберг в итоге ни оказался, как генсек НАТО, он и в новой ипостаси будет отмечать выбор Крыма как свой личный праздник.