"Ничего хорошего я в этом не вижу для отношений России с НАТО, потому что в скандинавских странах, за исключением Финляндии, очень негативное отношение к России. Я думаю, здесь несколько причин. Во-первых, то, что Россия – большая и сильная. Сильного соседа малые страны не любят всегда. Во-вторых, некоторые исторические опасения по отношению к России. Полтавскую битву там до сих пор помнят, и всегда делается историческая проекция. Третий момент – с некоторыми странами у нас исторически непростые отношения", — сказал в эфире "Голоса России" доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко.
По его мнению, не только скандинавы, но и в целом представители стран Северной Европы на посту генсеков НАТО всегда крайне негативно относились к России.
"Конечно, мы с НАТО всегда воспринимали друг друга как стратегические противники, но пока, например, был испанец Солана или британец лорд Робертсон, хотя бы внешне была корректная риторика. Вспомните голландца Хооп Схеффера, затем датчанина Расмуссена – здесь вырисовывается очень четкая линия, что представители малых стран Северной Европы обычно предельно враждебно настроены к России", — считает эксперт.
Алексей Фененко уверен, что нагнетание враждебной риторики по отношению к России продолжится, причем связано это не только с приходом Столтенберга.
"Нагнетание этой риторики будет, безусловно, происходить. И это связано не только со Столтенбергом, это связано с общим характером отношений в рамках украинского конфликта. Сейчас НАТО пришла к объективной ситуации для себя: пересмотр основополагающего акта Россия-НАТО, об этом недвусмысленно было заявлено на Уэльском саммите. Это милитаризация опасного для нас региона между Балтикой и Черным морем. Может, если бы генсеком стал кто-то более лояльный, например, выходец из стран Западной Европы — итальянец или француз — хотя бы мы начали диалог, переговоры и больше бы искали компромисса. Но, поскольку генсеком будет представитель Норвегии, я не думаю, что риторика будет благоприятствовать поиску компромиссов", — сказал эксперт.
Кроме того, он отметил, что российско-норвежские отношения в то время, когда Столтенберг был на посту премьера Норвегии, были крайне непростыми.
"Я бы не сказал, что они были на высоком уровне. Наоборот, у нас было очень большое разочарование в Норвегии. Россия чувствовала себя ущемленной в российско-норвежских отношениях. Был разработан и подписан Мурманский договор 2010 года о разграничении морских пространств. Россия пошла на серьезные уступки Норвегии и по спорному сектору, и по Шпицбергену. Практически отказалась от особых прав 1947 года и ожидала в ответ поддержку от Норвегии нашей позиции и по Северному морскому пути, и по советскому арктическому шельфу. Но ничего этого мы не получили", — заключил Алексей Фененко.