Автор Михаил Шейнкман
11-ый традиционный форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, в отличие от предыдущих, должен иметь не только порядковый номер, но и имя. Его, например, можно назвать "от берега к берегу", если учесть, что президенты двух стран на северную косу Каспия в казахстанский Атырау прибыли из приморской же Астрахани. Каждый своим путем, но оба — на одной волне. Волне успеха.
Поэтому сегодняшний сбор – это еще и как передача символической эстафеты. Ведь следующий саммит лидеров "прикаспийской пятерки" пройдет в Казахстане. Именно там должно состояться эпохальное подписание Конвенции по правовому статусу водоема. По крайней мере, накануне в Астрахани для этого сделали все.
Президенты России, Казахстана, Азербайджана, Ирана и Туркмении впервые за долгие годы неопределенности подписали совместный документ – политическое заявление, определяющее контуры будущего соглашения. И, пожалуй, только иранец Роухани не сможет оценить нашу игру слов. Прежде в каспийских спорах "рыба" — это, как в домино, тупик. А сейчас "рыба" — это уже, как основа. Именно ее и согласовали. Согласовали и выпустили. В буквальном смысле тоже. В виде мальков. Потому, что большому осетру – большое плавание.
Любопытно, что в оценке итогов Путин с Назарбаевым были не только, как все, единодушны, но и по-своему однозначны. Оба назвали результат емким определением: "прорыв". Хотя вряд ли стоит этому удивляться, если в исторической перспективе так эту встречу в Астрахани будут называть все.
Конечно, еще предстоят споры. И с донными трубопроводами пока не все ясно. И так называемый зонный принцип, определяющий суверенную акваторию каждой из стран, только обозначали без уточнения конкретных границ. Но, во-первых, совершенно точно, что чужие здесь не ходят. Если только под флагами прибрежных государств. Это, как дважды два, которые в каспийском смысле всегда и только пять. А, во-вторых, Каспий все-таки остается морем общего пользования и общей заботы. Это и есть водораздел. Еще не окончательно географии, но уже истории. Вялотекущая до Астрахани, после нее она пойдет уже совсем другими темпами. И даже следующий саммит в Казахстане решили собрать не через 4-5 лет, как прежде, а уже в 2016-ом.
Хотя, скажем, Москва с Астаной между собой договориться могут хоть сейчас. В прикаспийской пятерке их позиции изначально считались наиболее близкими. И в принципах разграничения, и в отношении промышленного использования акватории и шельфа, и в обеспечении сохранности уникальной экосреды. Поэтому форум в Атырау как продолжение саммита в Астрахани. В кулуарах разговоры только об этом. Хотя в официальной повестке свои темы. И это только считается, что ключевая из них – инновации в углеводородной сфере. Когда ставка на взаимодействие, если не больше, чем жизнь, то соразмерна всем ее проявлениям, деление на приоритеты достаточно условно. Важно все.
Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский продолжит.
– Можно ли говорить о том, что близость позиций Москвы и Астаны по Каспию в значительной степени и определила тот прорыв, который был достигнут накануне в Астрахани?
– Безусловно. В свое время именно Россия отошла несколько от идеи общего пространства, и водного, и добычи полезных ископаемых. И это позволило России и Казахстану заключить соглашение, которое открыло возможности для разработки природных ресурсов. Кроме того, был разграничен шельф между Россией и Казахстаном. Позже то же самое случилось с Азербайджаном. Сотрудничество началось. У нас проблем не было. И мы достаточно спокойно все вопросы разрешили. И в настоящий момент обе стороны работают согласованно, есть совместные предприятия, и никаких противоречий между нами нет. Это дало возможность и на этом форуме в Атырау еще раз подчеркнуть очень большой прорыв в нашей торговле.
– Но при этом сегодня в Атырау отметили, что торговые отношения несколько сузились и пошли на спад. Потери 14-15%. С чем это связано и как из этого выйти?
– Безусловно, есть у нас и проблемы. Сказывается и давление Запада на Россию. Но, тем не менее, в борьбе с этим явлением мы практически уже наметили ходы. И остановить процесс сближения Западу уже не удастся.
В Атырау в итоге подписали свыше десяти соглашений. Президенты запустили совместный проект "Евразия". С его помощью рассчитывают достать углеводороды из глубины каспийских вод. Прикаспийской впадине хотят заглянуть в самую душу – пробурить до 9 километров. Однако главное наше природное богатство – оно все-таки на поверхности и, в отличие от ископаемых, похоже, неиссякаемое. Поскольку быть полезными друг другу – это в нашей природе.