Автор Александра Дибижева
Дореволюционные русские меценаты были не только бизнесменами своего времени, но и настоящими культурными инвесторами. Во многом благодаря им мир узнал о таких выдающихся людях, как Шаляпин и Римский-Корсаков. Эти люди вкладывали в будущее своей страны и своей культуры. На дивиденды они никогда не рассчитывали.
Меценатство – характерное явление мировой истории. Покровительство художникам и поэтам началось еще во времена Римской империи. Однако в истории России меценаты сыграли по-настоящему ключевую роль в развитии искусства. Третьяковская галерея, Московский художественный театр, Музей изящных искусств – вот только краткий перечень тех культурных центров, которые были созданы на деньги меценатов. Московская частная опера, построенная и возглавляемая Саввой Мамонтовым, произвела настоящий фурор среди столичной богемы. Именно там можно было услышать и увидеть все музыкальные новинки, рассказывает главный хранитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Лев Краснопевцев:
"Частная опера Мамонтова была явлением совершенно невероятным по репертуару. Каждый год у них бывало по несколько премьер крупных музыкальных произведений. Частная опера не обладала такими возможностями, как Государственный Большой театр с его огромным бюджетом, с очень большой труппой, огромным оркестром, здесь все было меньше и скромнее. Но, тем не менее, репертуар стоит посмотреть, перечень тех музыкальных произведений, которые давала опера Мамонтова – это удивительно. В опере Мамонтова каждый месяц появлялось что-то новое. Это был настоящий музыкальный университет. Не только произведения крупнейших композиторов мира можно было видеть и слышать на сцене этого театра. За всей этой огромной работой стоял сам Савва Мамонтов, великолепный знаток и ценитель мировой музыкальной культуры, вдохновитель и мотор всего этого".
По слухам, на строительство театра промышленник потратил более 3 млн рублей. Но, будучи истинным поклонником искусства, Мамонтов не скупился на щедрые вложения и пожертвования. В конце 19 столетия его имение Абрамцево стало настоящим пристанищем деятелей культуры. В его доме жили и работали Репин, Васнецов, Серов, Врубель. Многим из них Мамонтов оказывал финансовую помощь, не требуя ничего взамен, говорит Лев Краснопевцев:
"Савва Мамонтов не только не получал никакой прибыли от своей частной оперы и от помощи художникам, это была очень большая статья его расходов. Он занимался строительством очень крупных железных дорог, это был один из ведущих железнодорожных королей России. Он продолжил дело отца и протянул железную дорогу от Москвы до Архангельска. Эта железная дорога дала возможность для освоения целого края и для выхода к Северному морю. Здесь он вкладывал огромные капиталы".
Другим поклонником искусства был Солдатенков, текстильный магнат. Козьма Терентьевич был знаменитым благотворителем и страстным коллекционером. На его деньги, например, была построена огромная Боткинская больница в Москве. В его собрании картин находилось более 200 полотен известнейших русских художников. Иванов, Брюллов, Шишкин, Айвазовский, Тропинин, Ге – все они нашли свое место в его домашней галерее. Свою коллекцию Солдатенков завещал Румянцевскому музею. За щедрость Козьму Терентьевича постоянно сравнивали с виднейшими итальянскими меценатами, говорит кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин:
"Солдатенков называли Козьмой Медичи в память о блистательных флорентийских Медичи, которые поддерживали художников, собирали, строили. В этом есть вопрос: почему они этим занимались? Что ими двигало? Какие мотивы? Конечно, мотивы эстетические: они любили, понимали, ценили искусство, общались с людьми искусства, продвигали различные культурные проекты. Но при этом для них, поскольку и Солдатенков, и Мамонтов – это бизнесмены в современном смысле слова, промышленники, это был определенный бизнес-план, это были инвестиции в будущее своей страны, своего народа и своей среды".
Русские меценаты рассматривали культуру и искусство в неразрывной связи с политикой и экономикой. Поэтому инвестиции в культуру они считали вложениями в будущее, как вложение в железнодорожное дело, мануфактурное производство. На пользу России.