Автор Михаил Шейнкман
До парламентской кампании в Киргизии еще целый год, а предвыборное воображение уже рождает невероятные вещи. В Жогорку Кинеше набирают инициативную группу для проведения референдума по переименованию страны. И ладно если бы этим занимались политики с сомнительными шансами. Но продвигать идею взялась партия, входящая в правящую коалицию. Это лидер "Ар Намыс" Феликс Кулов предложил в октябре 2015-го совместить с выборами плебисцит. По его словам, новое название государства уже поддерживают многие общественные деятели.
Правда, пока еще не определились, какое именно. Точно знают, что на смену Кыргызской республике, так страну записали в Конституции, должна прийти Республика Кыргыз. Или, как вариант, Республика Кыргыз Эл. Последнее добавление – это не буква, а дух. В переводе имеет несколько, по сути, родственных значений: народ, страна, земля. В общем, получается очень даже символично, как на заборе или на стенах подъезда: "народ и страна равно Эл".
Но пока то и выходит, что формула любви ради красного словца. Оно не меняет ни смысл государства, ни жизнь в нем. Просто, как уточнил Кулов, возвращает древнее название. То, что значится в анналах. Хотя, если разобраться, в такую лингвистику закладывается конституционный приоритет титульного этноса. "Земля кыргыз", что предлагает Кулов, это совсем не то же самое, что нынешняя "Кыргызская земля". По факту на их руководящую роль здесь и при Советском Союзе никто не претендовал.
Другое дело, что некоторые из них эту роль до сих пор никак поделить не могут. "Ар-Намыс" – вроде бы, как тоже партия власти. Но сейчас в стране власть не ее партии. Первая скрипка у социал-демократов. Это из их рядов вышел президент Атамбаев. Поэтому Феликсу Кулова и приходится форсировать креативность для усиления собственных позиций. Идти с критикой на парламентские выборы он не может априори, поскольку сам определяет действующие порядки. Поддерживать их – тоже не вариант: как нельзя быть святей Папы Римского, так нельзя быть и правильней правящей партии. А референдум о чем-либо исторически важном и государственно образующем – это беспроигрышная избирательная технология для сил, не уверенных в собственном потенциале.
На Украине, например, Тимошенко предложила совместить выборы с голосованием по вступлению страны в НАТО. Для ее "Батькивщины" в этой инициативе и отличие от всех остальных партий войны, и предвыборный тезис. И при этом совсем не важно, как закончится плебисцит. Он сыграет уже только потому, что будет напрямую ассоциироваться с автором. В референдуме по переименованию Киргизии, по сути, тот же смысл. Притом, что собственно для Киргизии это отнюдь не предмет первой необходимости. Тренд звучит благородно: возвращение к истокам и возрождение исконной народности. Но благосостояние и здесь понимают лучше слов. Тем более если в каждой строчке только точки после слова "Эл".
Вопрос политологу Марсу Сариеву (Бишкек):
— На Ваш взгляд, насколько актуальна для Киргизии тема переименования страны?
— Я думаю, что поезд ушел. Феликс Кулов должен был с этой инициативой выходить лет двадцать назад, когда только-только легендарный парламент собрался и решался вопрос о том, как именовать республику. Сейчас людей больше волнует не название республики, а просто цены на электричество, цены на продукты питания и, вообще, стабильность как таковая. А как будет называться республика, это уже в прошлом. Романтический период таких вещей уже прошел.
— Тем не менее, Кулов уверяет, что у его инициативы уже есть общественная поддержка. Если она все-таки выйдет в люди, как на нее отреагируют?
— Конечно, есть общественная поддержка. Я думаю, что фокус внимания уже сосредоточился на партии "Ар Намыс", на ее лидере. Сейчас партия переживает непростые времена. Очень большой вопрос, будет ли в следующем парламенте эта партия. Поэтому партия пытается сфокусировать на себе внимание. Но я скептически отношусь к тому, что будет поддержано переименование республики.
Еще больше политической экзотики в парламентском предложении конституционно перенести начало учебного года с 1 на 15 сентября. Объясняют исключительно экономической целесообразностью. Мол, именно на начало осени выпадают особенно напряженные дни — сбор урожая, перегон отар с летних пастбищ, подготовка к зиме. Кроме того, это позволит продлить туристический сезон на Иссык-Куле. Все это так, но причем здесь дети? Хотя, может быть, эта инициатива потому и идет в паре с переименованием страны, что тоже соответствует возвращению к древним временам, когда учеба не отвлекала от работы. Между прочим, День независимости современная Киргизия отмечает 31 августа. И только потом у нее День Знаний. Может быть, потому у нее и проблемы, что политика здесь опережает знания.