Автор Мария Балябина
Первый визит главы СССР в США стал символом перезагрузки советско-американских отношений. Никита Хрущев прибыл в Вашингтон в 1959 году. Он провел десятки встреч с государственными деятелями, предпринимателями и журналистами. Казалось бы, лед, который сковывал советско-американские отношения, тронулся.
Визит Хрущева в США, на который возлагали так много надежд и который вызвал такой ажиотаж в обеих странах, не изменил существенно отношения держав. По большинству вопросов лидерам так и не удалось достичь согласия. Не был найден компромисс по германскому вопросу, не принесло плодов обсуждение торгово-экономических отношений Москвы и Вашингтона. Предложение о разоружении и прекращении испытаний ядерного оружия Штаты восприняли прохладно, практически проигнорировав.
"Визит Хрущева в США был в известном смысле прорывом. Тогда весь мир увидел, что Советский Союз — это не какое-то агрессивное государство, а государство, которое действительно заинтересовано в том, чтобы в мире царил мир. Государство, с которым можно наладить отношения, политика которого понятна для большинства, что это политика мира и мирного сосуществования. Результат и последствия этой поездки можно оценить положительно. И в конечном итоге попытки, которые были сделаны в то время, они затем получили свое продолжение в политике мирного сосуществования".
Это в какой-то степени сказывалось и на отношениях с Европой. Несмотря на то, что с точки зрения культурных ценностей, экономики и географии Европа ближе к России, чем США, у Вашингтона в этом треугольнике все же есть преимущество — механизмы давления на Брюссель с помощью НАТО.
"Европейский союз четко знает, чего он хочет. Они хотят закончить этот конфликт, отменить санкции. Да, отношения с Россией сразу не вернутся к тому уровню, который был до конфликта, но все-таки будут сохранены ключевые каналы взаимодействия. США не знают, чего они хотят от России. В этом трагедия нынешней администрации США — она не знает, чего она хочет: либо наказать Россию, унизить президента Путина, либо закончить конфликт. Вот тут очень большая разница".
Несмотря на то, что отношения существенно испорчены, сохранить контакты все же реально. Возможно, украинский кризис позволит Москве, Брюсселю и Вашингтону пересмотреть ключевые моменты взаимодействия. Как они будут развиваться, покажет время. Сейчас ясно одно — по-прежнему уже не будет.