Автор Михаил Шейнкман
Похоже, в Европе не совсем точно трактуют один из библейских канонов. Во-первых, там говорится о щеке. Во-вторых, о постороннем ударе по ней. Запад же вначале сам себе выстрелил в одну ногу, теперь готовится подставить и вторую. Видимо, чтобы уже не сойти ему с этого места. В его представлении это и есть противление злу в том виде, в каком они его понимают, насилием. Прежде всего, над собой.
Даже сам процесс нового приема санкций уже показал, что ЕС приходится всего себя давить, ломать, а некоторых уламывать. С прошлой недели он не мог утвердить, как говорили, практически сверстанный пакет ограничений для Москвы. Обещал объявить о нем в четверг — пятницу. В конце концов, перенес на понедельник. И вроде бы уже и Россию напугали, вероятней всего сознательно допущенной утечкой о том, против каких секторов и компаний будут направлены санкции. Но напугались сами.
Официально руководство ЕС не признается в том, кто именно сорвал стоп-кран. Но всем известно, что благоразумней прочих на этом этапе оказалась Финляндия. Формально это Хельсинки заблокировали приведение приговора в исполнение. Этого хватило. Хотя вместе с финнами Чехия, Словакия, Венгрия и Кипр тоже изначально выступали против политики запретов. В итоге — отсрочка.
В Брюсселе настаивают на том, что тайм-аут продлится всего несколько дней, в течение которых ЕС планирует убедиться в том, что процесс перемирия на юго-востоке Украины необратим. Надо полагать, если киевские каратели опять затеют массовое убийство из тяжелых орудий, Запад не станет разбираться, кто первым начал. В его "черном списке" только российские предприятия. Государственные компании с оборотом более 1 трлн рублей, половину которого составляет выручка от продажи и транспортировки черного золота. "Роснефть", "Транснефть" и "Газпромнефть". Они не смогут продавать инвесторам из ЕС свои акции, облигации и получать у них займы. Угрожает Евросоюз и оборонке. "Калашникову", например.
Иными словами об этом можно было бы сказать, что идут ва-банк. Но сами откровенно струхнули, когда премьер Дмитрий Медведев недвусмысленно предупредил об ассиметричной реакции. Здесь уже "наелись" первым ответом Москвы. Так что, это еще вопрос, кому больше полезна эта пауза.
ЕС сам придумывает себе проблемы и сам цепляется за любую возможность их избежать. Ангела Меркель, словно заранее извиняясь, уже заявляет, что не собирается прерывать диалог с Путиным и очень надеется на восстановление полного комплекта отношений с Россией. Но даже она по-прежнему в плену собственных заблуждений, что и доказывает готовностью и впредь воспитывать Москву экономическими наказаниями.
Вообще, ЕС, в большинстве своем, ведет себя как пока не совсем законченный наркоман. Ему хватает здоровья на то, чтобы думать. Но уже только о том, как принять еще одну дозу санкций. Он полагает, что в любой момент может остановиться, но не осознает, что становится заложником придуманной эйфории.
Наверное, отважное "поигрывание" запретами создает иллюзию жесткого реагирования на кризис. Но когда эффект проходит, наступает период новых желаний. Все это в итоге может привести к полному параличу. И совсем не случайно некоторые члены ЕС уже отказывают.
Вопрос заведующему отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрию Данилову.
— В ЕС говорят о кратковременной отсрочке новых санкций. Как Вы думаете, он так и будет держать Россию под дамокловым мечом?
— Ситуация не в том, что ЕС взял паузу, а в том, что Евросоюз даже усилил свою санкционную логику. Он теперь говорит о том, что введет санкции, если не будет в течение ближайших дней каких-то позитивных перемен на востоке Украины. Вот здесь, на мой взгляд, ЕС серьезно занимается шантажом. Российская Федерация, естественно, отвечать будет в качестве таких защитных мер, которые позволяют обеспечить интересы российской экономики, российских производителей, российского бизнеса.
— Чем руководствуются в ЕС, когда бьют, в том числе, и по своим экономикам?
— Мы этой санкционной логики не понимаем. Само обоснование санкций очень шаткое. Европа загнала себя в тупик, из которого выходить достаточно тяжело. Выходить можно только вместе, обсуждая проблему, искать выход через урегулирование украинского кризиса путем налаживания нового прагматического сотрудничества и так далее.
Санкции — это теперь не бумеранг, его хотя бы можно запустить. А инструмент, которым бравирует ЕС перед Россией, похоже, для него самого оказывается неподъемным. Запад все еще пытается казаться хозяином положения. Но тот, кто все время борется с обстоятельствами, рано или поздно становится их рабом. С Евросоюзом, похоже, это уже произошло.