Автор Бакыт Аман
Революционная волна вознесла его в президентское кресло, она же его оттуда и снесла. Курманбек Бакиев, второй президент Киргизии, оказался наглядным примером политической несостоятельности. Шанс стать государственным деятелем он променял на мимолетное ощущение непоколебимой власти. Печальный итог известен — Бакиев в изгнании, а на родине его ждет пожизненное заключение.
Спустя всего полтора-два года населению Киргизии стало понятно, что второй президент страны Курманбек Бакиев так и не выучил уроки "Тюльпановой" революции. Первый глава государства Аскар Акаев в спешке покинул страну и народ возрадовался, потому что для многих эта была идейная победа. Жителям Киргизии действительно казалось, что революционный дух оказался сильнее ОМОНа и Национальной гвардии, которые до последнего защищали первого президента и Дом правительства.
Новому главе государства Курманбеку Бакиеву альтернативы на всенародных выборах 2005 года не было. Он стал президентом безоговорочно, и люди искренне поверили в то, что семейно-клановое правление, узурпация власти президентом и произвол чиновников, существовавшие при Акаеве, теперь канут в Лету. Но, к сожалению, история повторилась снова, только в более темных красках. Если первому президенту и его окружению для концентрации власти в своих руках с целью личного обогащения понадобились годы, то второй принялся за дело практически без раскачки. Стратегические предприятия, государственные монополии, банковский сектор с его огромными финансовыми потоками — в сферу интересов клана Бакиевых входило все, что могло принести хоть какую-то материальную выгоду. Всеядность и вседозволенность президентского окружения с каждым днем становились все очевиднее. О временах правления Курманбека Бакиева говорит народный депутат Дастан Бекешев:
"Во-первых, непостоянство во внешней политике. Это было его проблема номер один. А во-вторых, он не умел вести правильную внутреннюю политику, то есть где-то договариваться с оппозицией, где-то давать послабление народу. И, в-третьих, он свое правление превратил в подобие монархического правления. Потому что управлял не только он, но и все его родственники: племянник, дядя, сын. Что уж там говорить, даже родственники его жены в органах МВД работали. Вот это все привело к тому, что он сейчас находится в Минске".
К началу 2010 года в стране снова стал накапливаться протестный потенциал. Как совершать революцию в Киргизии уже знали, и над Бакиевым стали сгущаться тучи народного гнева. Причин было множество. Самые очевидные из них — концентрация власти в руках президента и его окружения (читай — семьи), разгул коррупции и сращивание криминала с властью. Все это происходило на фоне заметного снижения уровня жизни местного населения, в то время как росли цены на продукты, газ, горюче-смазочные материалы и электричество.
Осенью 2009 года в окрестностях Бишкека таинственно умирает бывший руководитель администрации президента Бакиева Медет Садыркулов. Обстоятельства гибели столь значимой политической фигуры выставили как обычное дорожно-транспортное происшествие, хотя все косвенные улики указывали на заказное убийство. В тот момент киргизской общественности стало понятно, что любой из политических оппонентов тогдашнего президента ходит по лезвию ножа. Курманбек Бакиев попросту не смог удержаться от соблазна злоупотребить властью, считает политолог Эльмира Ногойбаева:
"Во-первых, все президенты на постсоветском пространстве, и наши не исключение, — люди советской эпохи. По сути — это номенклатурщики, привыкшие жить в этой ментальности, с этими ритуалами и с общим комплексом проблем и привилегий. То есть это советские люди, которые привыкли к жесткой иерархии, к привилегиям как обязательной части управления. Так или иначе, несмотря на демократическую риторику, они проецировали это в период своего правления. В советское время были какие-то ограничители, сейчас их нет. И поэтому, если мы возьмем Бакиева и Акаева, — большую роль играла семья, неформальный ближний круг президента, который с годами все больше включался в управленческую часть, и очень сильно нарушал баланс, который должен был быть".
Спустя несколько лет киргизское правосудие доказало вину президента и его брата Жаныша Бакиева в причастности к убийству бывшего руководителя администрации Медета Садыркулова. Так же как была доказана вина бывшего главы государства в массовом убийстве демонстрантов во время разгона мирной акции протеста весной 2010 года. Тогда на площади Ала-Тоо перед Домом правительства военные открыли огонь по митингующим. 87 человек погибли, более трехсот получили пулевые ранения различной степени тяжести. Бакиеву ничего не оставалось, как бежать из страны. И обратной дороги нет. В Киргизии бывшего президента ждет только тюремное заключение. Сроком на всю жизнь.