Автор Татьяна Голованова
Как заставить принять решение страну, которой оно в корне невыгодно? На этот вопрос Вашингтон точно знает ответ. Например, США хорошо поработали с Болгарией, не оставив ей даже шанса отстоять свои интересы. София в очередной раз объявила о приостановке всех работ по проекту строительства газопровода "Южный поток". Официальная причина — несоответствие нормам Евросоюза. А вот неофициальная причина кроется в совершенно другой сфере – в политике.
Рецепт "приготовления" страны к отказу от стратегического проекта оказался донельзя прост. Болгария всегда выступала за проект. Но вспомним июнь. Премьер-министр Орешарски заявил о приостановке. Причем о своем решении политик рассказал по итогам встречи с гостями из США, которые, казалось бы, вообще не имеют права голоса в этом вопросе.
Общался Орешарски с сенатором Джоном Маккейном и его свитой. Интересно, что Маккейн прямым текстом говорил о своей антироссийской позиции. Он не раз отмечал, что в "Южном потоке" должно быть "настолько мало российского участия, насколько это возможно". Само по себе такое заявление – полная бессмыслица, ведь именно Москва — автор идеи безопасных поставок топлива в Европу.
Помимо прямого давления на Болгарию США не забыли добавить в свой рецепт и прессинг Европарламента. Он даже принял резолюцию, согласно которой реализацию "Южного потока" нужно предотвратить любыми методами и найти новых поставщиков газа. Но отдельные страны продолжали настаивать на проекте, особенно на фоне угроз Киева перекрыть транзит, причем осенью или зимой. Но дело сделано — Болгария после нескольких попыток удержаться сдалась, несмотря на то, что российский газ — ее единственный энергоисточник. Больше взять топливо стране неоткуда.
Если Украина запретит транзит через свою территорию, то Болгария окажется полностью обесточенной. Болгария также потеряет миллиарды долларов. Уже в этом году стройка добавила бы 2% к ВВП страны и создала бы 5 тысяч новых рабочих мест. Но самое главное — кто будет за это расплачиваться? Болгария и раньше заявляла, что выпишет Брюсселю счет как компенсацию от упущенной прибыли и экономического роста. А ей еще и контрактные обязательства выполнять. Это тоже обойдется в копеечку опять-таки Брюсселю.
Впрочем, ставить крест на проекте еще слишком рано. Впереди зима, наверняка холодная — с перебоями транзита. А еще возможно, что она будет настолько суровой, что охладит пыл европейских властей и их желание угодить США. И тогда американские рецепты давления уже не будут такими действенными.