"Приоритет для любого главы государства — это обеспечение интересов своей страны. Поэтому суверенные государства могут как присоединяться к международным соглашениям и вступать в международные организации, так могут и свободно прекращать свое членство и, соответственно, денонсировать или в одностороннем порядке выходить из участия в международных соглашениях. Президент Путин действует именно в таком ключе", — сказал в эфире "Голоса России" доктор юридических наук, профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин.
Что касается возможности выхода России и из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека, то этот вопрос, как отметил президент России, не стоит на повестке дня. Однако ЕСПЧ все чаще принимает ничем не обоснованные политизированные решения. И в целях защиты своих национальных интересов Россия может денонсировать это соглашение.
По мнению вице-президента Российской ассоциации международного права Олега Хлестова, ряд международных договоров вообще был подписан необдуманно.
"Когда у власти находился президент Ельцин, Россия решила вступать во все европейские международные договоры, и по большей части в договоры по правам человека. Однако последствия участия в них, с моей точки зрения, не были хорошо взвешены. Россия действительно ставила задачу совершенствовать свое законодательство в области прав человека. Но путь для совершенствования мог быть вполне нормальный, то есть естественное развитие внутри страны. А то, что мы туда полезли, совершенно ни к чему. Участие в международных договорах дело добровольное. И многие государства не вступают в подобные договоры", — отметил Олег Хлестов.
Односторонний выход из международных соглашений не означает автоматическую изоляцию. Пример тому США. Они очень избирательно относятся к подписанию тех или иных договоров. А к Конвенции по защите прав человека вообще до сих пор не присоединились.
Возможный в перспективе выход России из межгосударственных договоров не означает, что Кремль перестанет обращать внимание на международное право. Но это четкий сигнал западным партнерам, что с Россией не стоит разговаривать с позиции силы.