Автор Мария Меркулова
Ситуация на юго-востоке Украины балансирует на грани техногенной катастрофы. На Донбассе сосредоточена почти половина экономико-промышленного комплекса страны. Учитывая непрекращающиеся обстрелы, любой завод или фабрика может в любой момент взлететь на воздух. Один шальной или целенаправленный удар по химкомбинатам – и юго-восток превратится в "выжженную землю".
В Донецкой и Луганской областях, где продолжают идти ожесточенные бои, находится около четырех тысяч промышленных предприятий. Каждое из них – потенциальная угроза для экологии. Однако если боевой снаряд попадет в один из заводов, масштабы ущерба даже трудно себе представить. Загрязнение химическими веществами затронет всю экологию региона, говорит главный редактор журнала "Экология и жизнь" Александр Самсонов:
"Металлургические заводы часто связаны с конверсией окислов серы. Это может привести к воздушному загрязнению в виде пылевых частиц, которые будет разносить ветер. При попадании в какие-либо водяные источники, произойдет отравление запасов воды. Это будет длительное загрязнение и металлургических производств, и химических. Практически любое крупное предприятие содержит на территории резервуары с веществами, которые необходимо утилизировать".
Такие соединения – это канцерогенная угроза всему населению региона. Химический комбинат "Стирол" в Горловке под Донецком – бомба замедленного действия. 5 августа предприятие было обстреляно из систем "Ураган" и "Град", пять снарядов попало непосредственно на территорию завода. Там по-прежнему имеются огромные запасы отравляющих веществ, в том числе "кровяного яда" мононитрохлорбензола, подчеркивает директор Института стратегического планирования и прогнозирования, доктор политических наук Александр Гусев:
"Мононитрохлорбензол — растворимое вещество, поэтому, попадая в почву и воду, может привести к серьезному загрязнению грунтовых вод. Мы знаем, что они имеют свойство перетекания, поэтому площадь заражения — 300 на 300 километров. Это минимальное, что может произойти в результате катастрофы на этом предприятии. Если масштабы бомбардировок не уменьшатся, то радиус, естественно, увеличится. Сюда попадает целый ряд рек и акватория Азовского моря, что ставит под угрозу уже загрязнение не локального, а регионального масштаба. И здесь возможен трансграничный перенос".
Еще в сентябре 2011 года администрация Донецкой области заключила договор с одной израильской компанией на вывоз с завода мононитрохлорбензола. Однако пресс-секретарь концерна Павел Брыков недавно заявил, что на предприятии по-прежнему хранятся тонны смертельно опасного "кровяного яда". Кроме того, на территории "Стирола" сохранились остатки ранее производимого там тротила. Объем его запасов — около 15 тонн.
Через Горловку проходит также аммиакопровод Тольятти-Одесса, в котором аммиака нет, но остался технический газ. И то, и другое – огромная пороховая бочка, которая легко взорвется от прямого попадания снаряда. Даже взрыв на одном "Стироле" способен привести к региональной экологической катастрофе, отмечает Александр Гусев:
"Комбинат "Стирол" относится к предприятиям, которые используют в своем производстве вещество — мононитрохлорбензол. Это кристаллическое растворимое вещество второго класса опасности.
Другими словами, от аварий на промышленных предприятиях Донбасса могут пострадать все соседние страны Евросоюза и Россия, в частности – смежная с юго-востоком Украины Ростовская область. В Минприроды РФ уже обратили внимание на экологическую угрозу и взяли под особый контроль ситуацию на границе. Однако единственный способ наверняка предотвратить техногенную катастрофу – это прекратить военные действия на Донбассе.