Автор Михаил Шейнкман
Для украинской хунты он, конечно, не отец родной, но тоже не чужой человек. Хотя и заехал на час, но именно здесь непременно должен был провозгласить что-то такое, чтобы все поняли: этот час настал. Иначе его краткосрочное присутствие в Киеве едва ли имело бы смысл. Разве что в качестве "свадебного генерала". После него даже карательную операцию на юго-востоке не усилишь, как после визитов шефа ЦРУ Бреннана или вице-президента США Байдена. Потому что усиливать ее теперь можно лишь до третьей мировой.
Но именно в ее духе генсек НАТО и выступил в столице Украины. Даже не для нее, как могли подумать местные предводители, а для России. Так близко к ней за время этого кризиса Фог Расмуссен еще не подбирался. Хотя прежде уже наговорил слишком много, чтобы заподозрить в его голове наличие мирных соображений. Но так, чтобы сказал, как отрезал, это — новое слово. "Североатлантический альянс прекращает сотрудничество с Российской Федерацией, укрепляет коллективную оборону для защиты всех членов блока и увеличивает уровень поддержки и сотрудничества с Украиной".
Полностью остановить работу с Россией – это, значит, без Афганистана, операций против терроризма, без борьбы с незаконным оборотом наркотиков и пиратством. И так, по словам бравого генсека, до тех пор, пока Москва не начнет соответствовать основным принципам уставных документов, определяющих партнерство между РФ и НАТО.
По сути, ничего удивительного. Расширение североатлантического присутствия у границ с Россией, военные учения по соседству с нами в режиме нон-стоп. Тот, кто разрабатывает такие варианты, если и может предполагать какой-либо контакт, то, как это называют в боевых единоборствах, фулл-контакт.
Однако даже при таком подходе прежде речь о сворачивании кооперации по всему фронту пока не шла. Впрочем, и сейчас об этом говорит лишь Расмуссен. "Хромая утка" НАТО, которой напоследок все еще хочется почувствовать себя "ястребом". Для него сентябрьский саммит альянса в Уэльсе – это последний шанс уйти в отставку как-нибудь по-исторически. Поэтому именно он агентом влияния США лоббирует "холодную войну" с Москвой. Решение об этом должно приниматься единогласно лидерами всех стран участниц.
Настраивая блок на это сейчас, Расмуссен дает понять, что линию поведения Запад менять не собирается, чтобы там, на Украине, ни произошло. Пусть даже танки с БТРами разъезжают по Киеву. Местное министерство обороны, кстати, так и не объяснило, к чему вчера был этот маневр. Может быть, чтобы гость увидел, как все плохо. Хотя в дыму ожившего Майдана он мог этого и не рассмотреть.Как бы то ни было, генсек НАТО демонстрирует абсолютную украинскую логику. Киев сознательно отказался от российского газа. Видимо, чтобы к зиме его конфликт с Донбассом уже был похож на замороженный. И этот гордо прекращает все отношения с Россией. Будто это не альянсу надо через наш Ульяновск вывозить свой контингент из Афганистана. Вместе с тем, при всем нашем желании строить совместную архитектуру глобальной безопасности, сотрудничество с такой "бригадой" едва ли стоит того, чтобы отступать от собственных принципов. Тем более что единственный дипломатический формат – Совет Россия-НАТО – и до украинских событий чаще всего сводился к советам лишь одной стороны.
Теперь, конечно, уже всем понятно, что вся эта кампания, нацеленная на дезавуирование партнерства с Москвой, необходима альянсу исключительно для того, чтобы оправдать приближение к России на расстояние пушечного выстрела. Но если экономическими санкциями Запад, как у них говорят, выстрелил себе в ногу, то военными вариантами он может попасть уже и повыше. Причем, не только в переносном смысле. Недаром же эксперты уверяют, что НАТО — как наш КВН. Уже не тот. Блок по-прежнему ищет для себя театр военных действий. Но, судя по его выступлениям в Ираке или Афганистане, он не только начинается, но и заканчивается вешалкой.