Автор Михаил Шейнкман
К нам едет мистер Теффт. Он бы, наверное, хотел, чтобы это известие вызвало в Москве тот же трепет и замешательство, что у чиновников из "Ревизора". Но, во-первых, ревизия российско-американских отношений уже абсолютно не зависит от конкретного посла. Во-вторых, несмотря на его репутацию охотника за постсоветскими скальпами, у нас его никто не боится. В-третьих, примут его именно за того, кем он себя и представляет. Некоторые называют его специалистам по "цветным авантюрам". Поэтому немая сцена, может быть, и не исключена, но только потому, что говорить, по большому счету, не о чем. Только констатировать.
После того, как международный комитет Сената США единогласно поддержал кандидатуру Джона Теффта, он уже может паковать чемоданы. Последнее общее голосование — это формальность. Тем более что законодатели изначально не скрывали намерений во что бы то ни стало успеть с назначением посла в Россию до своих августовских каникул. Поэтому по американским меркам процедуру провели стремительно. На согласования руководителей дипмиссий, тем более, в принципиальных для США странах, обычно уходят месяцы. А Обама официально предложил Сенату Теффта лишь 11 июля.
Впрочем, сватать 65-летнего пенсионера на эту должность начали еще весной. Когда стало ясно, что напряжения с Кремлем не избежать, его вернули из отставки. Как, пожалуй, наиболее яркого и конкретного представителя антироссийского крыла в Госдепе. Когда он в 1999-ом покидал Москву после нескольких лет службы в ранге заместителя посла, может быть, и не говорил "I'll be back", но, наверное, не исключал своего триумфального возвращения уже в качестве главного человека. Оно растянулось на 15 лет. Транзитом прошло через Литву, Грузию, Украину и отставку. И увенчалось шлейфом государственных переворотов.
Иными словами, может показаться, что это не посол, а сущее наказание. Или, следуя терминологии текущего политического момента, санкция. Жестче ее, пожалуй, было бы назначение на эту должность небезызвестного русофоба сенатора Джона Маккейна. Тот, конечно, не дипломат. Но ведь и от Теффта особой дипломатии в Москве не потребуется. Он как клеймо. Портит впечатление одним своим видом.
Впрочем, о нем говорят, что прагматик. А это значит, не только работать на результат, но и не работать, когда результат не предвидится. Состояние отношений с Россией он уже назвал бедственными, а их будущее неопределенным. Из этого, видимо, следует, что сам он определять их точно не собирается. И это, наверное, для его репутации не самый плохой вариант, учитывая славу, которую он снискал в Грузии и на Украине. В России-то ему по этой части все равно ничего не светит.
Вопрос эксперту Международного института гуманитарно-политических исследований Владимиру Брутеру:
— Как Вы думаете, почему все-таки Теффт и с каким конкретным заданием он отправляется в Москву?
— Это один из дипломатических "ястребов" США. Он отправляется туда, где, как считают в Госдепе, больше всего нужен. Где, как они считают, более напряженная обстановка. Поэтому для Москвы и выбран человек, который не будет устанавливать никаких контактов с Россией, как это должен был делать его предшественник Макфол, а который будет передавать жесткую точку зрения американского руководства.
— Зачем вообще тогда нужен посол, если жесткая точка зрения американского руководства и так известна и повторяется чуть ли не ежедневно?
— Чтобы еще раз это повторить. Чтобы повторить, что не будет никаких отклонений или попыток установить какие-то более тесные отношения. Это демонстрация намерений.
— Теффт назвал будущее отношений с Россией неопределенным. Это можно понимать и как безнадежным?
— Я считаю, что отношения между Россией и США должны определяться не только США, но и Россией. Россия должна сделать выводы, и выводы достаточно долговременные, из нынешнего кризиса. Если эти выводы не будут сделаны, то велика вероятность того, что такие вот ситуации могут повторяться и в будущем.
Возможно, назначение на должность посла одного из самых одиозных и последовательных критиков Москвы и выглядит как оскорбление. Это неприятно для того, кому оно адресуется. Но, прежде всего, оскорбление характеризует уровень воспитания того, кто позволяет себе такие вещи. Впрочем, с учетом того, что США себе уже позволили, даже Теффт — это не самое страшное. К тому же Вашингтон уже показал, что для эскалации геополитики ему совсем не обязательно иметь в России посла. И, может быть, он для того и понадобился, чтобы при случае было, кого отозвать. Ему едва ли по силам произвести в отношениях "Теффтонический" сдвиг. Его максимум — это поддержания атмосферы "ледникового периода". Хотя и в Штатах понимают, что конфликтовать с Россией — это последнее дело. Видимо, именно поэтому его доверили тому, кто после этой бесславной дипмиссии все равно уйдет в отставку.