Автор Михаил Шейнкман
США вступились за Саакашвили так, как, пожалуй, не делали этого с тех пор, когда он впервые был побит, унижен и раздавлен. Восьмого августа уже будет шесть лет как. То ли это потому, что Маккейн, назвав себя тогда грузином, так и не вышел из этого состояния. То ли потому, что сам Саакашвили теперь не только работает на Штаты, но и живет в одном из них. Доподлинно неизвестно.
Но вначале группа сенаторов во главе с этим самым Маккейном призвала оставить экс-президента в покое и пообещала в противном случае испортить межгосударственные отношения. "Мы не раз просили грузинских лидеров сконцентрироваться на будущем страны, а не на ее прошлом", — угрожающе рекомендовали они Тбилиси "хорошо подумать". Затем уже и спикер Госдепа Джен Псаки выразила американскую обеспокоенность словами "мы внимательно следим и призываем грузинскую власть не использовать судебную систему как инструмент политического возмездия".
А ведь всего-то прокуратура лишь предъявила Саакашвили обвинение в "злостном превышении служебных полномочий". Причем, только по одному делу. Хотя и его достаточно, чтобы упечь фигуранта за решетку на восемь лет. Но о приговоре речь пока и вовсе не идет.
Однако Вашингтон торопится оправдать своего воспитанника без суда и следствия. Наличие у Тбилиси 80 томов доказательств, улик и аргументов, без них он вряд ли отважился бы взяться за Саакашвили, а также запрос общества, в большинстве своем по-прежнему понимающего восстановление справедливости, как арест бывшего диктатора, США по обыкновению не интересуют.
А ведь Грузия в подтверждение чистоты своих юридических намерений даже известных всему миру спецов по части статусных разоблачений себе выписала из Израиля, Англии и, между прочим, Соединенных Штатов. Не помогло. За океаном правящую коалицию уже лишили презумпции права, обвинив в политической преднамеренности. И это даже нельзя назвать вмешательством во внутренние дела, поскольку для Вашингтона они и без Саакашвили, как свои личные. Поэтому он и отчитывает нынешних руководителей, как подчиненных. В этом контексте их разве что с Януковичем еще не сравнивают. Хотя, может быть, уже сравнивают. Потому и держат при себе Саакашвили, и бьются за него, чтобы оставался живым напоминанием о том, кого Штаты могут спустить с цепи, если их что-то в Грузии не устроит.
Не случайно же он сутками пропадает в Киеве. Говорят, консультирует. Но, может быть, и обменивается опытом. И не то, чтобы его сменщики в Тбилиси совсем уж США не устраивали. Они так же демонстрируют необратимую прозападную поступь. Ратифицировали соглашение с ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли. В НАТО все так же стремятся. Но как-то без огонька, без фанатизма. Не по-украински, что ли. В общем, чего-то им не хватает. Или кого-то?
Вопрос политологу, директору грузинского Института стратегии управления Петру Мамрадзе (Тбилиси).
— Судя по всему, восстановление справедливости в отношении Саакашвили потребует от Тбилиси не только юридических аргументов, но и политического мужества. Хватит ли правящей коалиции смелости, чтобы, несмотря на противодействие США, довести это дело до приговора?
— Безусловно, политическое мужество нужно. К сожалению, до сих пор коалиция"Мечта" не проявляла этого мужества и, тем самым, разочаровала подавляющее большинство населения Грузии. Это стало видно на местных выборах месяц назад. А что касается влияния Запада, то все-таки многим очень нелегко признать, что "наш сукин сын" действительно оказался сукиным сыном. Признаваться в этом очень не хочется — это портит лицо. Госдеп, надо отдать должное, достаточно сдержанно выразился. Указал только на то, что будет бдить, чтобы права человека не нарушались, и политического преследования не было. Я бы пожелал нашему правительству большего мужества и профессионализма, в первую очередь, чтобы довести дело до конца.
— Вашингтон пугает Тбилиси проблемами в американо-грузинских отношениях, если все-таки дело дойдет до суда. Насколько это страшно для страны? И может ли это в итоге закончиться вмешательством во внутренние дела Грузии?
— Настроение в команде "мечта" — это выбор. Либо мы оставляем Саакашвили в неприкосновенности и идем на Запад, либо мы возбуждаем дело против Саакашвили, и для нас автоматически закрывается путь на Запад. Я думаю, если все материалы будут предъявлены всему миру совершенно прозрачно, то и там заткнутся, простите меня.
Тбилиси, во всяком случае, пока, демонстрирует решимость, и отступать, похоже, не намерен. Прокуратура обратилась в суд за ордером на арест экс-президента. Пусть, заочный. Но это, наверное, даже лучше. Ведь в правящих кругах отдают себе отчет в том, что добиться экстрадиции Саакашвили из США вряд ли удастся. Однако угроза оказаться за решеткой — это гарантия его невозвращения. Она нужна хотя бы для того, чтобы Саакашвили и впредь держался от Грузии подальше.