Автор Илья Харламов
Сто лет назад началась Первая мировая война, которая привела к крупнейшему на тот момент переделу мира и десяткам миллионов человеческих жертв. Однако еще буквально за год до нее никто не верил в саму возможность подобного сценария.
В Европе говорили о своей просвещенности и способности договариваться по всем спорным вопросам. Закончилось дело страшной бойней, которую континент еще не видел. Некоторые историки и политологи считают, что и украинский кризис, если его умело и злонамеренно использовать, может стать прологом к весьма масштабным драматическим событиям. Теперь снова все зависит от умения здравых сил в Европе договариваться, искать компромисс и отделять зерна от плевел. Однако зерен всегда меньше — об этом тоже не стоит забывать.
Первая мировая война началась с убийства эрцгерцога Фердинанда и его жены в Сараево. Впрочем, это преступление еще некоторое время не предвещало страшной катастрофы. Эрцгерцога и супругу похоронили, стихли траурные мероприятия. Казалось бы, все успокоились. Однако спустя несколько недель загрохотали пушки, началась чудовищная мировая война, стоившая человечеству очень и очень дорого. И это было далеко не случайно: просто убийство сработало в качестве детонатора, считает кандидат исторических наук Андрей Марчуков:
"В начале 20 века все готовились к мировой войне — политические и финансово-промышленные элиты ведущих стран мира. То, что война не за горами, было понятно всем. Более того, все к этому стремились. Что страны Тройственного союза, что страны Антанты. В меньшей степени к этому стремилась Россия, чем Франция, Англия и Германия. Но сознание того, что накопившиеся противоречия может разрешить только война, было отчетливым. Эта бойня стала для людей шоком, поскольку они жили идеями, что торжествует разум".
Кстати, примерно такая же картина наблюдалась и в преддверии Второй мировой. Элиты на Западе опять жаждали планетарного лидерства, пересмотров итогов предыдущей войны, готовились к новому переделу. Но и в современном мире правящие круги ряда стран по-прежнему мечтают о глобальном господстве. И добиться его можно, в том числе, с помощью сопоставимого с предыдущими попытками сценария. Поэтому нынешним властям Украины, настраивающим своих подопечных на противоестественный конфликт с Россией, стоило бы задуматься, как их странные и опасные игры могут использовать силы, настроенные на новый мировой передел.
Политолог Павел Святенков обратил внимание на то, что из себя представляло Российское государство перед Первой мировой войной:
"Россия развивалась очень быстрыми темпами. И было ясно, что если не начать войну в 1914-м, а, к примеру, в 1924 году, то всё это будет бесполезно. Россия настолько уйдет в отрыв, победить ее будет невозможно. Именно поэтому кайзер Вильгельм II эту войну начал. Сейчас Россия находится не в лучшей ситуации, и сравнить ее с Российской империей сложно. Но, конечно, теоретически нападки на Россию в связи с кризисом на Украине могут стать причиной начала новой войны. При этом все понимают, что ставки слишком велики, и война, скорее всего, будет ядерной. Западные страны на это не пойдут. Но они тщательно имитируют все риторические ходы, предшествующие началу войны".
Разумеется, ядерной войны не хочет никто, но ослабить Россию с помощью умелого втягивания ее в конфликт с Украиной кое-кто на Западе очень надеется. И прикладывает для этого немалые усилия. Политика сдерживания Москвы вновь становится ключевым трендом. Киев лишь подчиняется западным стратегам, не являясь полноценным игроком в этом раунде. И потому многое зависит от украинского общества, которое рано или поздно должно разобраться, насколько опасные и циничные манипуляторы, к тому же не обладающие политической самостоятельностью и элементарными моральными нормами, его оседлали.