Автор Александра Дибижева
Кому был выгоден скандал со Стросс-Каном? Существует теория, что он был нужен для устранения политика от участия в выборах президента Франции. По другой версии, скандал был вызван внутриэлитными разборками между сторонниками сохранения доллара в качестве мировой валюты и их противниками. Но, правда, как всегда, где-то посередине. По мнению экспертов, опрошенных “Голосом России”, новые финансовые возможности Стросс-Кана на посту главы государства совершенно не устраивали его оппонентов. В первую очередь, США. Именно они приложили руку к скандалу в отеле Sofitel и концу политической карьеры мнимого сластолюбца.
С самого начала своей работы на посту главы МВФ Доминик Стросс-Кан проводил независимую политику. По ряду важных вопросов — особенно по теме помощи странам “третьего мира” — он занимал очень жесткую позицию и часто вступал в дискуссии с политиками. В основном, с американскими. Белому дому явно не нравилась нарочито самостоятельная политика распорядителя финансов. Поэтому, когда возникла опасность того, что Стросс-Кан переместится из кресла руководителя МВФ в кресло президента страны, американцы всерьез обеспокоились, объясняет политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов:
“Когда Стросс-Кан заявил о своем желании баллотироваться на пост президента Франции, американцам это не понравилось. Дело в том, что все мы помним первое крупное дело Саркози. Это военный конфликт в Северной Африке. Мы помним его позицию по Ливии и можно предположить, что уже тогда американцы планировали некоторые действия в Северной Африке и такой человек как Стросс-Кан явно был негоден для этих планов”.
К тому же, на посту главы государства Стросс-Кан мог спокойно провести реформу МВФ, что по понятным причинам вызывало тревогу Белого дома. А повод для волнений у американцев был весьма серьезный. Согласно социологическим опросам 2011 года, рейтинг популярности Стросс-Кана был на 20% выше, чем у его главного оппонента Николя Саркози. У распорядителя МВФ были все шансы выиграть президентскую гонку. Перспектива работы Стросс-Кана на должности главы Франции США совершенно не устраивала, говорит политолог, ведущий эксперт Фонда исторической перспективы Павел Святенков:
“Франция традиционно является неким фронтиром в рамках западного блока. Эту традицию заложил еще Шарль де Голль, который вышел из военной организации НАТО. Франция вполне могла бы инициировать реформу МВФ, если бы Стросс-Кан стал президентом. Я сомневаюсь, что он мог бы это сделать на посту распорядителя МВФ, потому что это должность чиновника. А перейдя на должность президента, Стросс-Кан мог бы инициировать реформы мировой финансовой системы. Именно это американцев не устраивало”.
Лучшая защита, как известно, это нападение. Поэтому Вашингтон не замедлил отреагировать. Итогом организованной ими кампании стал грандиозный скандал и конец политической карьеры Стросс-Кана, столь радужно начавшейся. А пока суд да дело, там и новый глава МВФ не замедлил появиться. Точнее, формально на эту должность выбирали подходящего человека, но понятно, что выбор был весьма ограничен. Бывший министр финансов Кристин Лагард вполне устраивала Вашингтон, а значит, и у остальных к ней претензий не было. Тише воды, ниже травы – так можно условно охарактеризовать позицию нового распорядителя, считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов:
“Она условно послушна. Мы не слышим её мнение. Мы практически не слышим её фамилию в новостях, кроме того момента, когда её назначили. Это человек явно технический, который выполняет ту волю, которую диктуют в другом месте”.
С избранием нового главы МВФ общественность сразу успокоилась. Нового повода для скандалов пока не представилось. Что же касается самого месье Стросс-Кана, то он последние два года всячески старается откреститься от прилипшего к нему ярлыка сексуального маньяка. Получается пока неубедительно.