Автор Михаил Шейнкман
Министры иностранных дел стран ЕС, так и не придумав ничего лучше, пообещали к концу недели вновь расширить список запрещенных россиян. Пообещали, скорее, США, поскольку это перед ними Европа чувствует себя обязанной. Хотя Вашингтон требует от Старого Света совсем иного, более агрессивного, соучастия. Но от глав внешнеполитических ведомств и это уже кое-что. Точнее, кое-кто, поскольку с новыми фамилиями российских персон нон-грата пока еще не определились. Но они непременно появятся.
ЕС поспешно поддержал американскую безапелляционность по Боингу и тем самым обрек себя хоть на какие-то действия против России. Однако напрасно в Белом доме уже потирали руки, приговаривая, “не было бы санкций, да несчастье помогло”. Падение малайзийского лайнера Европу пока не убедило настолько, чтобы вместе с Россией рубить и сук, на котором сама она во многом держится. Хотя Великобритания, Швеция, Польша и прочая Прибалтика старались — из кожи вон лезли. Но уговорить союзников уже сейчас ввести запрет на поставки в Россию вооружений и технологий двойного назначения, а заодно применить к ее экономике секторальный принцип им не удалось. И не факт, что получится. По крайней мере, если ЕС будет руководствоваться вменяемостью и здравым смыслом. А вместе с ними и наглядным пособием из объективных источников, сегодня официально предоставленных министерством обороны России Евросоюзу.
К тому же и Штатам пришлось сознаться, что у них нет точной информации о причастности России. Им, правда, это не мешает по-прежнему во всех грехах обвинять именно ее. Но для ЕС это уже не аргумент. И не случайно после рассекречивания российских данных как-то стало меньше, например, Меркель или Олланда. А ведь до пресс-конференции в министерстве обороны России они, как и Кэмерон, слишком отъявленно жаждали возмездия. Но вот французский президент категорично заявляет, что свой “Мистраль” Москва все равно получит. Второй вертолетоносец он, правда, опять же связывает с пресловутой деэскалацией. Но это, скорее, чтобы союзники не судили строго.
Хотя ситуация с “Мистралями” – это не только французская история. По сути, в ней сейчас весь Евросоюз. В классическом “казнить нельзя помиловать” для него ключевое слово “нельзя”. Ни то, ни другое. Он откровенно поплыл, поскольку еще никогда не чувствовал себя таким потерянным и безвольным. Если даже Порошенко, о котором год назад здесь знать не знали, ведать не ведали, считает себя вправе диктовать Европе линию поведения.
Хотя Киплинга в этой компании, наверное, все читали. Поэтому помнят, что у каждого Шерхана есть свой Табаки. А поскольку этой стае явно не хватает Маугли, есть опасность, что промах Акелы может оказаться для нее роковым. Именно поэтому вожаки ЕС пока не могут отважиться на прыжок. Не глупые люди, они, конечно, понимают, что Боинг не случайно упал на следующий день после того, как саммит европейских глав отказался поддержать США в ужесточении антироссийских санкций. Теперь их заставляют винить себя за эту мягкотелость. Получается, окажись они тогда покладистей, возможно, и катастрофы бы не было.
Впрочем, трагедия слишком шокировала Европу, чтобы требовать от ее лидеров логических сопоставлений. Тем более что в их представлении это оскорбляет память о жертвах. На это, возможно, и был расчет тех, кто заказывал этот рейс. Быстро, пока сохраняется состояние аффекта, заставить чувствительную старушку Европу наказать Москву, а потом уже разбираться. Расследование — это процесс долгий. А для России он, благодаря санкциям, оказался бы мучительно долгим.
Но ЕС пока Штатам не уступил. Может быть, потому, что его гораздо сильнее напугала повестка российского Совбеза. Чуть ли не впервые он был посвящен защите целостности и суверенитета государства. И хотя Владимир Путин заявил, что бояться России нечего, два часа за закрытыми дверьми Совет безопасности все-таки совещался. То, что там придумали на случай продолжения политики санкций и ультиматумов, Западу, наверное, лучше никогда не узнать.