Автор Диана Горшечникова
США точно знают свои цели. Еще в послевоенный период, осознавая слабость стран Европы, Вашингтон явился доблестным рыцарем. Результатом стало создание Североатлантического альянса. Однако, учитывая стратегические интересы Соединенных Штатов, не для всех НАТО сыграло положительную роль. Афганистану и Ираку больше всего знакомо искусство войны, где организация, призванная защищать целостность стран, принимает активное участие в наведении хаоса.
После событий 11 сентября 2001 года у Вашингтона появилась новая угроза. Президент США, тогда еще Джордж Буш-младший, объявил войну мировому терроризму. Заручившись поддержкой ООН, американцы вторглись в Афганистан с намерением уничтожить талибов и “Аль-Каиду”. Для этого США задействовали военный контингент НАТО, который проводит военные операции в стране и по сей день.
История показывает: Североатлантический альянс никогда не был самостоятельной единицей. Главенствующую роль в блоке занимают США, которые силами НАТО реализуют свои национальные интересы, говорит член Совета по внешней и оборонной политике Александр Михайлов:
“НАТО — это некий вассал США. Поэтому все предложения с их стороны, любые авантюры, с которыми мы сталкивались в последнее время, НАТО беспрекословно берет под козырек, и естественно участвует во всех этих кровопролитных операциях. На сегодняшний день все, что произошло в Афганистане, свидетельствует о неспособности американцев сделать что-то позитивное. США и натовцы за время пребывания в Афганистане не создали ничего. Но зато разрушили все: экономику, восстановили против себя население, создали предпосылки к тому, что если американцы сегодня выйдут, то на их место тут же придут талибы и вырежут всех проамериканских представителей в лице президента и прочей власти”.
Параллельно с этим Вашингтон находит новые поводы для начала военных действий в интересующих его регионах. Под надуманным предлогом НАТО под руководством США вторглось в Ирак, продолжает эксперт Финансового Университета при Правительстве РФ Евгения Войко:
“Безусловно, речь идет не о предотвращении химической атаки, а о переделе сфер влияния, в первую очередь на нефтяных месторождениях Ирака. Сейчас мы видим, что у Британии там есть неплохие позиции. У Соединенных Штатов, собственно говоря, это была ключевая цель. Плюс – это, конечно, укрепление влияния в целом в регионе. Поэтому тема Ирака так активно звучала в американском внешнеполитическом дискурсе. И страны НАТО были вынуждены солидаризоваться с Вашингтоном, хотя, например, Германия и Франция выступили против участия в этой операции”.
На сегодняшний день ряд стран ЕС стремится проводить самостоятельную внешнюю политику, в том числе и в области безопасности. Однако поддержки США такое стремление не вызывает – Вашингтон пытается сохранить свою главенствующую роль в НАТО. И сможет ли кто-то в обозримом будущем уничтожить эту гегемонию – большой вопрос. Поэтому европейцы по-прежнему будут участвовать под руководством США в кровавых конфликтах, которые Запад стыдливо называет “миротворческими операциями”.