Автор Мария Балябина
Помочь слабым экономикам и сделать мировую финансовую систему более устойчивой. Такие цели провозглашали идеологи Международного валютного фонда, созданного после окончания Второй мировой войны. И сейчас, спустя десятки лет, МВФ лишь номинально следует этим заветам: выдаёт кредиты нуждающимся странам. Но эта помощь сопровождается набором условий, которые, напротив, ещё больше ослабляют экономику и подсаживают должников на "финансовую иглу".
Идею создания фонда, который помогал бы нуждающимся странам, впервые озвучили в последний год Второй мировой войны на конференции ООН в Бреттон-Вудс. Тогда эксперты уже начинали оценивать ущерб, который нанесла миру война, живы были и воспоминания об американской депрессии 30-х годов. Благородная идея обезопасить экономику от новых дефолтов и стала началом создания МВФ. Но за годы своего существования организация претерпела изменения. Сейчас для улучшения финансового положения стран-заемщиков фонд выдаёт кредиты и сопровождает их целым набором условий. Эти требования, как правило, противоречат первоначальной цели и ещё больше ослабляют экономику страны, говорит управляющий директор группы компаний "АЛОР" Сергей Хестанов:
"Его политика и рекомендации направлены не на развитие экономики и создание условий для процветания страны, а просто на исправление платёжного баланса. Требования, которые предъявляет МВФ, включают свободу движения капитала. Естественно, довольно часто свобода капитала для страны с экономическими проблемами превращается в сильный отток капитала. Важное требование — это масштабная приватизация почти всех отраслей. Мы знаем, что есть естественные монополии, приватизация которых или сложна организационно, или приводит к отрицательным последствиям".
Ещё одно условие — это отказ от господдержки сельского хозяйства. Именно это требование испытала на себе экономика Мексики, родины кукурузы, которая из крупнейшего экспортёра превратилась в импортёра. Кроме того, одно из важных требований, которое, в первую очередь, чувствует на себе население страны, — это отказ от социальной поддержки граждан. Чтобы получить кредит, власти страны должны сократить социальные субсидии. В итоге меры, которые должны быть направлены на поддержку слабой экономики, ставят страну в худшее положение и заставляют брать всё новые кредиты. Так один из главных финансовых инструментов мира превратился в инструмент политического влияния, говорит эксперт "Абсолют Банка" Иван Фоменко:
"Предприятия сельского хозяйства начинают разоряться и перестают существовать, люди остаются без работы. Они не получают зарплату, не могут тратить, экономика начинает замедляться. Всё делается очень "топорно": всё отнять, запретить, обрубить, чтобы правительство могло сэкономить. Но при этом снижаются налоговые поступления, что в принципе является основным источником дохода. А МВФ ставит правительства в такие условия, чтобы финансовые власти страны опять обратились за кредитом".
А если финансовая организация начинает играть на политическом поле, естественно, это сразу вызывает сомнения в её объективности. МВФ сильно критикуют за откровенно проамериканскую позицию. Гражданин США никогда не возглавлял МВФ, но американское присутствие в фонде весьма ощутимо. Весомость голоса всех членов фонда определяется в зависимости от взноса, который платит страна. Изначально планировалось, что влиятельность страны будет определяться силой её экономики. Когда решение о создании фонда только принималось, экономика США была крупнейшей. Сейчас экономики развивающихся стран стремительно растут, догоняя США, но расстановка сил в МВФ не меняется, говорит Сергей Хестанов:
"Многие развивающиеся страны, чья экономика сильно выросла, неоднократно выступали с критикой: они были готовы увеличить взнос в МВФ и пропорционально увеличить свою долю голосов в принятии решений. Дискуссии ведутся не первое десятилетие. Особенно активно за увеличение голосов выступают Россия и Китай, но пока процесс сильно не продвигается. Превалирующее право принятия решения принадлежит США, притом, что их экономика уже не имеет такого большого процента в мировой экономике, как их голоса в МВФ. Это подталкивает многие страны к созданию альтернативных фондов".
Одна из последних таких инициатив — создание Банка развития и стабилизационного фонда БРИКС. Со временем они в той или иной мере смогут составить конкуренцию МВФ. По словам президента России Владимира Путина, эти институты помогут странам БРИКС обрести большую независимость от финансовой политики "западных держав".