Автор Михаил Шейнкман
Пожалуй, самое яркое впечатление от этого военного представления в Верховной Раде накануне так и осталось не расчехлённым. То, как новый министр обороны Валерий Гелетей, стоя на трибуне, подписывался под присягой, увидели все. Он просто водил закрытой ручкой по бумаге. Она ведь все стерпит. И явную имитацию тоже. Хотя, даже глядя на это, сразу захотелось верить в лучшее. Подумалось, может быть, он и военные дела способен решать, не вынимая меч из ножен. Но тут же вспомнился несчастный солдатик из почетного караула. Во время дефилирования Порошенко по красной дорожке на инаугурацию он выронил винтовку, и чуть было не лишился сознания. Его тогда тоже назвали “предвестником мира”. Но отправили на фронт.
Впрочем, символизм в действиях Гелетея все-таки есть. Он показал, что в Киеве хорошо научились работать под колпачком. И даже не смущаются, когда это бросается в глаза. А в этом смысле не так важно, как именно проявит себя не нюхавший пороху “полководец” на полях сражений. Все равно сделает, что скажут. Главное, что с ним и президент Украины теперь не один в поле не воин. Его собственного полку прибыло. В кадровом вопросе Порошенко не изменяет себе. Это все тот же принцип личной преданности, по которому властью уже стали его бизнес-партнеры. Теперь он, как Пигмалион Галатею, слепил себе Гелетея. Причем, слепил из того, что было. У Ющенко. Это при нем простой милицейский полковник стал тем, кто он есть сейчас. Генерал-полковником. Причем, всего за два года. Свои звезды он с неба не хватал. Получал за благонадежность. В 2006-ом заступил на службу к “оранжевому” президенту, в 2007-ом возглавил его госохрану. В 2008-ом — выше его только маршал. Затем Янукович – и забвение.
О Гелетее вспомнили после февральского переворота и вернули ему прежнюю должность. Отметился он на ней единственный раз. В ночь на 1 мая под его личным командованием бойцы Управления госохраны испугали Киев размашистыми учениями в центре города с передвижением боевой техники и с полной выкладкой. Никто тогда так и не понял, ради чего, но по итогам все услышали: столица может спать спокойно – угроза с юго-востока, если что, будет отбита. Других военных заслуг перед родиной Гелетей не имеет.
И, как сказал, депутат Верховной Рады Гриценко, бывший при Ющенко министром обороны, на эту должность он нашел бы как минимум 50 более достойных претендентов. Включая, видимо, и себя. По крайней мере, слухи о его возможном возвращении ходили. Кстати, это именно Гриценко первым еще в феврале призвал боевиков Майдана вооружаться.
Но Порошенко все же предпочел пусть человека не военного, но в погонах. Тем паче, что Гелетей – это совсем не свадебный генерал. Скорее, “семейный”. Его основная задача прежде заключалась в охране главных лиц государства. Еще при Ющенко он отвечал за безопасность двух десятков вип-персон, включая президента и особ, “приближенных к императору”. Порошенко, на правах кума и спонсора Ющенко, тоже входил в его ближний круг так называемых “любых друзив”. Поэтому способности Гелетея ему очень хорошо известны. Они, правда, весьма специфические. Но, может быть, и в этом тоже причина его нынешнего продвижения по службе. Он знает, как защитить главное тело страны. А при определенном развитии событий именно к этому и могут свестись функции министерства обороны.
Оценит назначение украинский политолог Ростислав Ищенко.
– Зачем Порошенко понадобился Гелетей в должности министра обороны? В ней вообще что-то может зависеть от того, кто ею номинально управляет?
– Зависит то, кто будет конкретно разворовывать остатки имущества украинской армии. Поверьте, там осталось еще достаточно. И в этом плане будет зависеть. В плане боевого потенциала, конечно нет. Гелетей — человек мало думающий, но всегда выполняющий любые приказы. Он вполне подходит на подобную должность. Тем более, что ответственность-то будет ложиться на него. Его вполне можно сравнить с деятелем, который был начальником ОКВ у Гитлера. Я не знаю, насколько плох или хорош Гелетей лично, но он точно так же будет подписывать приказы, которые ему будет диктовать Порошенко.
– Порошенко накануне заявил Байдену, вице-президенту США, о готовности вновь прекратить огонь. Это только декларация? Или, может быть, он уже устал от убийств?
– Я тоже могу в беседе с Байденом заявить, что готов прекратить огонь без всяких условий. Но от меня ведь ничего не зависит в этом плане. Я думаю, от Порошенко зависит немного больше, но недостаточно для того, чтобы обеспечить прекращение огня потому, что далеко не все группировки, ведущие войну на юго-востоке, подчиняются Порошенко.
Гелетей, как и положено статусному национал-патриоту в погонах, пообещал парад победы в украинском Севастополе. Но для этого такой город еще нужно, как минимум, построить. А у экспертов есть серьезные сомнения в том, что новому министру обороны удастся “построить” даже подчиненные ему войска. И есть основания предполагать, что опыт тех ночных учений в Киеве Гелетею еще очень может пригодиться. Ведь он знает, как защитить столицу. Правда, от вымышленного противника.