Автор Михаил Шейнкман
Все-таки правильно в Кишиневе хотят уйти от сравнения с Украиной. На самом деле до такого креатива даже ее хунте еще далеко. Впрочем, это ведь Молдавию в Брюсселе окрестили “историей успеха”. Она и торопится первой этот успех закрепить. Причем так, чтобы запомнили. Всех и каждого. Поименно. Именно в таком режиме местный парламент сегодня ратифицирует Соглашение с ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли.
На документе еще и чернила не высохли, в пятницу только будет неделя. Но правящему альянсу не терпится поскорее избавиться от страхов, что что-то или кто-то еще может помешать его беспрецедентному счастью. Тех, кто способен на это внутри парламента, решили вычислить публично. Для того и придумали открытое пофамильное голосование, чтобы, как сказал лидер либерал-демократов Филат, “у каждого депутата был шанс остаться в истории либо в качестве проводника интересов своей страны, либо как их оппонента”. Только так. Третьего, то есть плюрализма, не дано.
Только попадание в историю. Им это так нравится. В Грузии, например, президент и премьер публично выясняли, кто из них должен подписывать соглашение с Евросоюзом. В Молдавии с этим проблем не было. Президент Тимофти знает свое место, поэтому право быть первым в Брюсселе уступил премьеру Лянке безоговорочно. Но здесь, в отличие от Грузии, в парламенте нет такого единодушия относительно непременно светлого европейского будущего.
Противники навязчивой евроидеи, в принципе, хорошо известны. Среди депутатов это коммунисты полным составом, социалисты и партия “Возрождения”. Однако от каждого из них потребуется изрядная степень политического мужества, чтобы подтвердить это индивидуально и отдельно от коллектива. Ведь одно дело, когда идешь стенка на стенку и можно спрятаться за идеологию, и совсем иной риск, когда работаешь собственным лицом. Бить будут по нему, а не по партийной принадлежности. И бить сильно. Пусть, и в переносном смысле через придворные СМИ. Но не каждый способен перенести даже это.
В альянсе, видимо, когда объявляли о “поименности”, прежде всего, и рассчитывали на малодушие. По крайней мере, некоторых из оппонентов. Это уже позволило бы говорить о расколе в конкурирующем лагере. За несколько месяцев до парламентских выборов власть, по наблюдениям местных экспертов, делает очевидную ставку на провоцирование разброда и шатания в рядах своих противников. И уже добивается некоторых успехов, если вспомнить очередной выход из компартии “группы товарищей”. При этом альянсу для ратификации вполне хватает собственных сил. Для утверждения договора с ЕС необходимы 53 голоса. У коалиции их 54. Но ей непременно нужен триумф с запасом прочности, а заодно идентификация, тест на лояльность, как они их называют, европейским ценностям. И это не просто блажь “победителей”. За этим кроется устойчивое стремление вычислить и примерно покарать отступников. Ведь, кто не с нами, тот – сепаратист. А в коалиции уже подготовили законопроект, предполагающий за это до 15-20 лет лишения свободы. Хотя с таким Соглашением без нее уже оставили всю страну.
Вопрос директору информагентства “Ника – пресс” Владимиру Цеслюку (Кишинев).
– Владимир, поименное голосования за ратификацию, закон о сепаратизме, разрешающий спецслужбам прослушку и слежку. Не слишком ли молдавская власть увлекается разоблачениями?
– Давайте начнем с поименного голосования. Мне кажется, что это некая проверка всех депутатов “на педикулез”, что называется: кто ты есть, что ты внутри. Что касается закона о сепаратизме, то, конечно, это элемент некой перестраховки, может быть, даже некоего желание показать Европе, что мы тоже государство, мы тоже контролируем ситуацию. Наверное, это еще и демонстрация своей политической воли перед теми, кто осмеливается проводить некие мероприятия в Бельцах, это на севере республики, в Гагаузии.
– Далеко не все регионы Молдавии разделяют восторги властей по поводу евроинтеграции. Как Кишинев планирует с ними уживаться?
– Мы сегодня поделены на две части. Это не новость для нас. Как будет власть разговаривать, очень сложно сказать. Поскольку даже сторонники европейской интеграции понимают, что нынешнюю власть ни любить, ни уважать не за что. Я очень сильно сомневаюсь, что те господа, которые сегодня выступают за европейские реформы, по- настоящему и искренне их поддерживают. Да и вообще, по морально-этическим качествам европейская коалиция едва ли сегодня соответствует тому, что называется европейской интеграции Молдовы.
Не впечатляют европейские соблазны Приднестровье. Не в восторге от них и Гагаузия. На февральском референдуме она, за исключением статистической погрешности, набрала почти 100% за Таможенный союз. Сомневаются в западных прелестях и русскоязычные Бельцы. Северная столица Молдавии свой плебисцит проведет в августе. Республику может “разорвать” от европейского счастья. Тогда, видимо, ей и пригодится список с проголосовавшими фамилиями. Чтобы точно знать, чьи имена писать на обломках самовластья. Если это и есть их шанс остаться в истории, то в истории болезни. При этом режиме, похоже, неизлечимой.