Автор Ольга Бугрова
Фильм снимался по мотивам детективной повести Юлиана Семенова, которая режиссеру Владимиру Фокину не казалась удачной. Фокин хотел отказаться от работы над сериалом. Однако консультанты картины — генералы КГБ Виталий Бояров и Вячеслав Кеворков – убедили его в том, что сюжет почти документальный:
“Когда я познакомился с участниками реальной операции, я понял, что это очень интересно. Консультанты мои – это прообразы Константинова и Славина, то есть людей, которых играют Тихонов и Соломин. Они рассказали мне потрясающую человеческую историю, которую я попытался воплотить: это история о борьбе наших контрразведчиков с американскими разведчиками”.
В центре сюжета – подготовка американскими спецслужбами государственного переворота в вымышленной африканской стране. Советская разведка переигрывает своих заокеанских противников. В итоге переворот сорван, к тому же в Москве разоблачен сотрудник ЦРУ. Кстати, фигура невымышленная: под псевдонимом “Трианон” действовал завербованный американцами работник МИД СССР Александр Огородник (в фильме он назван Сергеем Дубовым). Подобные случаи разоблачения агентов зарубежных спецслужб были на счету не только КГБ. Этим занималась и созданная в системе советского МИД служба безопасности. В 70-е годы ее организовал именно Вячеслав Кеворков, он же – руководитель нескольких европейских бюро ИТАР-ТАСС. Он и подразумевался под именем главного героя картины — полковника КГБ Виталия Славина, которого сыграл Юрий Соломин. Вспоминая эту актерскую работу, историк советской разведки Александр Колпакиди говорит: “Соломин играет человека идеального”:
“Мы знаем, что наиболее успешные разведчики того времени были жесткие, сильные люди: Соломатин, например, — резидент в Америке (я говорю о самых лучших) или Черкашин. Соломин играет человека мягкого, преувеличенно культурного, “белого и пушистого”, как сейчас говорят. А в реальности успеха добивались люди напористые, бескомпромиссные, отчасти грубые, которых, может быть, даже и подчиненные не очень любили, но которые достигали результата”.
Однако в главном собирательный образ советского разведчика в отечественном кино был, пожалуй, достоверен. Прежде всего, потому, что каждый из них показан человеком, который работает — и часто жертвует собой — не за гонорар, а за идею. Александр Колпакиди продолжает:
“Это была, как сейчас уже видится, идея многополярного мира и международной, а не только социальной справедливости. Это раньше казалось, что они борются за некую классовую идею. Нет. С позиции сегодняшнего дня они боролись за идею геополитической справедливости. То есть мир для всех, а не для избранных. Они боролись против “золотого миллиарда” Маргарет Тэтчер. И основная черта была в том, что они это делали по убеждению”.
Так искать или не искать документальную правду в фильмах о советских разведчиках? Наверное, все же нет. Как говорит Александр Колпакиди, “по понятным причинам ее и не могло быть. В Советском Союзе все было очень засекречено. Вспомните, как говорил легендарный разведчик Павел Судоплатов: эту книгу можно публиковать, потому что в ней нет ничего соответствующего нашей реальной работе”…