Автор Олег Обухов
Надежды ЕС пока еще живы. Долго ли осталось? Вопрос риторический, говорят эксперты. Усердному желанию Брюсселя найти альтернативу российскому газу можно только дивиться. Еврочиновники со своей диверсификацией носятся по всему миру, как они считают, выполняя миссию перед своими подопечными. Только вот ощутимых результатов пока не видно. Уже сбившись со счету, ЕС решил выбрать очередного газового спасителя – Туркменистан.
Об этом президент страны Гурбангулы Бердымухамедов узнал во время своего визита в Будапешт. Для любого государства такое предложение весьма лестно. Как же! Снабжать своим газом целый регион… Каждому понравится. К тому же еще и комплимент сделали. По скромным подсчетам английской компании BР, Туркменистан на 4-м месте в мире по запасам газа. И как-то так совпало, что доклад ВР аккурат подоспел к европейскому вояжу Гурбангулы Бердымухамедова.
На поверхности все красиво, и стороны согласны к счастливому повороту судьбы. Однако, копни поглубже – камней подводных не счесть. Первое, что бросается в глаза – внешние факторы для строительства туркменского газопровода “Восток–Запад”. По проекту трубы будут тянуть по дну Каспия к берегам Азербайджана. Как отмечают эксперты, теоретически это возможно. Но на практике – вряд ли. Во-первых, еще не определен статус Каспия. Решение этой проблемы может затянуться на годы. Во-вторых, экологи против. Все специалисты в один голос заявляют, что газопровод через Каспий нанесет невосполнимый ущерб природе.
А далее всплывают на поверхность интересы других участников рынка. Один из примеров. Вывод туркменского газа в сторону Европы реален только в одном случае – через Прикаспийскую низменность в Иране. А в контексте взаимоотношений Иран–США и ЕС, у этого варианта нет шансов даже в отдаленной перспективе. К тому же сам Иран не заинтересован в том, чтобы Туркменистан выходил на европейский рынок в качестве конкурента.
И это еще не все. Дело в том, что почти ко всем запасам туркменского газа имеет прямое отношение Китай. Все проплачено Пекином. Миллиарды юаней потрачены на разведку, на обустройство месторождения, на создание инфраструктуры. Эксперты сомневаются, что Поднебесная будет молча смотреть на то, что предназначенный для нее газ уходит налево в Европу. Для Пекина этот туркменский проект — один из стратегических.
Получается, что Европа будет вынуждена распутывать целый клубок проблем, прежде чем получит туркменский газ. Кстати, аналогичная ситуация и с другим детищем ЕС – Трансадриатическим газопроводом, который также затрагивает интересы Каспийского и Ближневосточного регионов.