Автор Татьяна Голованова
Россия активно занимается энергобезопасностью. Чтобы оставаться одним из самых надежных поставщиков в мире, российские компании не только готовы вкладывать в развитие логистики и технологий, но и ищут пути прямых поставок энергоресурсов конечным потребителям. Одним из них по праву можно назвать проект “Южный поток”. Он должен пройти от российской Анапы по дну Черного моря на юг Европы и далее в другие регионы ЕС.
“Южный поток”, вопреки устоявшемуся мнению, не только российский проект. В нем участвуют итальянские, французские и немецкие компании. За счёт этой магистрали Газпром сможет диверсифицировать экспорт природного газа и исключить транзитные риски через Украину. Мощность “Южного потока” должна составить 63 млрд кубометров. Морской участок трубы будет состоять из четырех ниток, каждая — протяженностью более 900 километров. Об особенностях проекта говорит руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов:
“Преимущество “Южного потока” — это альтернативный маршрут транспортировки российского природного газа в Южную и Восточную Европу. Последние события на Украине показывают все возможные риски для транзита российского топлива. Россия уже 10-15 лет придерживается стратегии разработки альтернативных маршрутов. Это газопровод “Ямал-Европа”, “Северный” и “Южный” потоки. В целом, проект отвечает интересам европейских потребителей газа и увеличивает энергобезопасность Европы”.
Понимая всю важность этого трубопровода, Европа не раз ставила палки в колеса российскому проекту. ЕС, например, принял Третий энергопакет, который запрещает одновременно владеть магистралью и поставлять по ней газ. Для Газпрома и его европейских партнеров это делает строительство магистрали убыточным и неинтересным. Точка в этом вопросе пока ещё не поставлена.
Третий Энергопакет изначально был направлен на либерализацию газового рынка, борьбу с монополиями. По мнению европейских экспертов, это необходимо, чтобы повысить энергобезопасность. Но расширять свое присутствие в Европе Газпром и не собирается. Ему достаточно нынешней доли рынка в 30%. Компания хочет лишь изменить способ доставки своего топлива европейцам. Впрочем, Европа — это не одно юридическое или физическое лицо. Евросоюз — это очень сложный конгломерат, поэтому и отношение к российскому проекту в ЕС различается кардинально, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
“На уровне властей в Брюсселе отношение к “Южному потоку” отрицательное. Диктуется это американской стороной, которая, вроде бы, к этому отношения иметь не должна. И, тем не менее, в судьбе “Южного потока” принимает самое активное участие. Что касается отношений местных властей, то есть властей в каждом из государств, промышленников и финансовых групп, то там отношение к “Южному потоку” абсолютно положительное. Вообще говоря, в финансовых европейских институтах считается, что этот проект — наилучшее вложение капитала, которое можно придумать. Проект стопроцентно надежен и будет приносить прибыль”.
На фоне обострения отношений России с Западом все чаще стала звучать риторика о “заморозке” проекта. С другой стороны – украинский кризис вдохнул в проект и новую жизнь. Пока что никаких гарантий того, что российский газ, который проходит по территории Украины, дойдет до своих потребителей в Европе, Киев дать не может. ЕС начинает понимать, что "Южный поток" – это единственный шанс обезопасить себя и не замерзнуть зимой. Комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
“Все прекрасно понимают, что строительство “Южного потока” исключит проблемы транзита газа через Украину, потому что такой транзит — весьма ненадежная вещь. Причем, ненадежная не только по политическим мотивам. Система газопроводов Украины находится в ужасном техническом состоянии. Поэтому Россия строит этот проект исключительно в интересах Европы. Сроки окупаемости проекта огромны. В зависимости от конъюнктуры рынка, окупаемость может составлять от 20 до 30 лет. То есть это очень “длинные деньги””.
Первые поставки газа по новому трубопроводу запланированы на конец 2015 года. Тем временем, Газпром намерен заняться энергобезопасностью не только Европы, но и России. В проекте может появиться дополнительное ответвление в сторону Крыма. Это позволило бы российскому региону обрести энергетическую независимость. По мнению экспертов, это вполне целесообразно. Осталось только согласовать дополнения, которые появятся в проекте. Но разногласий по этому вопросу с европейскими партнерами Газпрому ждать не стоит, уверены аналитики.