Автор Григорий Миленин
До прихода Юрия Андропова на Лубянку в 1967 году, КГБ представлял из себя смесь старых традиций НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) и новых задач, продиктованных новыми временами. Комитет решал свои повседневные контрразведывательные задачи и периодически выполнял так называемую “специальную работу” в интересах той или иной кремлевской группировки. С появлением на Лубянской площади Андропова ситуация изменилась, рассказал президент Ассоциации ветеранов антитеррора “Альфа” Сергей Гончаров:
“Та борьба, которая шла наверху между разными политическими течениями после смерти Сталина, нанесла определенный вред системе госбезопасности. Кто-то даже пытался использовать ее в своих личных целях. Но с приходом Андропова все было поставлено только на служение государству. Он величайший государственник, который даже при тяжелейшей болезни всегда был на работе и всегда знал, что творится в его огромном ведомстве”.
Перед Юрием Андроповым встала очень трудная задача – руководить органом безопасности, не имея при этом опыта работы в нем. Тем не менее, за счет своих аналитических и организаторских способностей ему удалось запустить новый, универсальный формат системы КГБ. Вспоминает член Совета по внешней и оборонной политике Александр Михайлов:
“Если нам был нужен человек с музыкальным образованием, то брали музыканта. Если требовался экономист высочайшего класса – мы могли его пригласить на работу и потом он у нас успешно трудился. То же самое было по всем линиям. Многие подразделения были сформированы исключительно из профессионалов, потому что тогда специальных учебных заведений, за исключением Высшей школы КГБ, которая занималась только подготовкой оперативного состава, у нас не было. Поэтому прямым зачислением мы брали нужных нам людей и, самое главное, тех, кто мог выполнять эти задачи”.
Результаты такого подхода не заставили себя долго ждать, добавил Александр Михайлов. Одним из главных, по его словам, стала высокая мотивация сотрудников КГБ времен Андропова:
“Люди, которые служили под руководством Андропова, понимали, что выполняют важные государственные задачи. Мы ощущали мощный тыл за своей спиной, понимали, что поставленные задачи не выходят за рамки закона, преследуют цель укрепления государства. И впоследствии директор ЦРУ говорил о том, что КГБ оставил руины от американской резидентуры в СССР”.
Не осталась без внимания Комитета и жизнь внутри СССР. Именно при Андропове было сформировано печально знаменитое пятое главное управление – “Пятка”, как ее прозвали в среде советских диссидентов. Призванное оберегать устои социалистического строя, в один момент пятое управление слишком увлеклось поддержкой идеологической чистоты в советском обществе и фактически “проморгало” крах всей системы. Вообще, выделение главного управления КГБ для борьбы с идеологическими диверсиями, скорее всего, было порождением страхов Андропова. Страхов, которые поселились в его душе после восстания в Венгрии в 1956 году, где Юрий Андропов был послом, отметил Сергей Гончаров:
“Прекрасно Андропов понимал, что наша послевоенная система насаждения в других странах предпосылок построения коммунизма не совсем получается. Думаю, что Андропов хотел сохранить СССР как ведущее государство именно в этой идеологии. Поэтому и было создано пятое управление, которое всеми силами пыталось не потерять эту идеологию и двигаться в том направлении, которое казалось Андропову верным. Но история показала, что были просчеты, из-за которых эта система рухнула”.
Однако в период нахождения Юрия Андропова на посту руководителя КГБ им было принято решение, ценность которого признают все эксперты в области безопасности. Почти сорок лет назад, 29 июля 1974 года была создана группа “А” — первое в Советском Союзе, да и в Восточной Европе, подразделение антитеррора. Набранная из лучших оперативных сотрудников, группа “А” еще в относительно спокойное время готовилась бороться с тем, что буквально через полтора десятилетия станет черной повседневностью. Захваты заложников, угоны самолетов и поражающие жестокостью теракты – все это наверняка только прогнозировалось аналитиками, но Андропов не стал ждать – как и по многим другим направлениям работы КГБ. Создав группу “А”, он сыграл на упреждение. Возможно, поэтому и по сей день Юрий Андропов является самой почитаемой фигурой как среди ветеранов органов безопасности, так и среди действующих сотрудников.