Автор Ольга Бугрова
Земля Ирака, на которой располагались древние цивилизации Шумер, Ассирия и Вавилон, переполнена археологическими и историко-культурными памятниками. Три города из числа древнейших на планете – Самарра, Ашшур и Хатра – украшают Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако два из них уже перекочевали в “черный список” объектов, находящихся под угрозой уничтожения. А знаменитый древний Вавилон постигла еще более печальная участь, рассказывает эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко:
“Для Ирака, безусловно, важнейшей потерей является фактическое разрушение древнего Вавилона, на руинах которого долгое время действовала бронетанковая американская военная база со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для американских военных Вавилон был чем-то абсолютно отстраненным. Это — некая груда камней, которая не несет никакой ценности со стратегической точки зрения, разве только как прикрытие для снайперов”.
Примечательно, что, по версии командования объединенной коалиции в Ираке, миссией американских военнослужащих в Вавилоне было “охранять исторические ценности от мародеров и случайных разрушений”. На деле же руинам Вавилона, как заметил впоследствии один из сотрудников Британского музея, были нанесены “повреждения, которые невозможно оценить по причине бесценности утраченных реликвий”. Так, от военных-вандалов пострадала одна из стен древнего города, в которой сохранялись кирпичики со следами письменности XVIII века до нашей эры! А археологические слои, предназначенные для дальнейших раскопок, были залиты дизельным топливом и машинным маслом.
“Разрушение – это, во-первых. Во-вторых, это разграбление памятников, музеев. В Багдаде был разграблен Национальный музей. После вторжения в Ирак в Соединенных Штатах продавались уникальные вещи из Национального музея в Багдаде, в том числе золотые изделия. Я бы отметил такой момент: памятники намеренно разграбляются силами, которые якобы пришли принести цивилизацию, свободу, демократию. И, к сожалению, никто за это не отвечает. Багдадские музеи так и остаются разграбленными…”
Как заметил директор Багдадского музея, грабила сокровищницы не какая-то там толпа, а люди знавшие, что им нужно. Ни одна гипсовая копия не тронута, но исчезало практически все, что представляет историческую ценность. Трагедия Национального музея в Багдаде заключается еще и в том, что это был единственный музей в мире, где удалось собрать свидетельства непрерывной истории региона на протяжении полумиллиона лет. И почти в одночасье музейная работа, которая велась сто лет, в том числе с участием сотрудников петербургского Эрмитажа, была уничтожена. По мнению генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, такие случаи необходимо предупреждать всеми способами:
“Осознание значимости наследия и сохранения культурных объектов намного выше и как-то виднее в связи с событиями в арабских странах. Одна из первых мер, которые мы принимаем, это призвать участников конфликта обращать внимание на необходимость сохранения культурного наследия, не смотря на то, каковы причины этого конфликта”.
Увы, как показывает новейшая военная история, призывы ЮНЕСКО мало действуют.