Автор Карина Ивашко
Гигантские статуи — 55 и 37 метров – входили в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине, которые возникли там во 2 веке. Они были высечены в окружающих долину скалах. Строительство статуй длилось двести лет. В 5-м веке, по описанию китайского путешественника, в долине было десять монастырей, которые населяли тысячи монахов. Обширные пещерные комплексы служили постоялыми дворами для паломников и торговцев. В 9-м веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, однако буддийские святыни тогда не были разрушены. В долине вырос город Гаугале, украшенный прекрасными мечетями. В 1221 году войска Чингисхана разрушили город и опустошили долину. Но комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине и тогда уцелел. Вместе со статуями. И вот то, что не сделал даже Чингисхан на заре третьего тысячелетия, сделали талибы. С одной стороны, уничтожение состоялось после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара. С другой, имела место спекуляция, сказал “Голосу России” эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Никита Мендкович:
“Переговоры с ООН велись талибами с позиции шантажа. Они надеялись получить определенные финансовые и продовольственные ресурсы в обмен на неуничтожение этих статуй. Компромисс достигнут не был, поэтому последовал их подрыв”.
Уничтожив, вопреки протестам мировой общественности, эти статуи, талибы, таким образом, отомстили Совету безопасности ООН, принявшему антиталибскую резолюцию.
Борьба с древностями шла в несколько этапов, в течение нескольких недель. Сначала статуи были обстреляны из зенитных орудий и артиллерии, но, высеченные в скале, они устояли. Тогда талибы пустили в ход противотанковые мины. Израненные статуи будто сопротивлялись. И вновь не пали. В конце концов, борцы с культурным наследием спустили людей вниз по скале и заложили взрывчатку в отверстия в статуях. Но и после взрывов лицо одного из Будд не удалось уничтожить полностью. В итоге в каменную голову статуи была запущена ракета. От сильных взрывов почти полностью уничтожены и уникальные настенные фрески пещерного монастыря. А позднее, в результате американских бомбардировок в районе города Ай-Ханум на севере Афганистана, были повреждены и частично уничтожены уникальные трехметровые глиняные статуи — памятники истории 3-2-го веков до нашей эры.
В списке частично разрушенных и утраченных памятников страны — буддийский храм в Газни, святилище с терракотовыми фигурами “богини-матери” в Дех Мораши Гондей на территории Кандагара, знаменитый круглый храм Дашлы и еще множество буддийских монастырей.
Все дело в разнице культур, убежден востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. Увы, и в 21-м веке именно этим объясняется варварское отношение к чужим святыням и памятникам мировой цивилизации.
“К сожалению, такая беда постигает буквально все страны, которые завязаны в страшный, кровавый узел гражданского конфликта. И внешнее вторжение здесь тоже сыграло свою роль. Но когда мы рассуждаем о таких вещах, мы, к сожалению, забываем о разнице культур тех народов, которые сражаются либо в гражданском конфликте, либо противостоят какой-то внешней агрессии. Сейчас абсолютно то же самое происходит в Сирии. Этот вопрос уходит своими корнями в разницу культур, в уровень образованности тех, кто осуществляет военные действия”, — сказал Сергей Демиденко.
По его мнению, в этом отношении человек, увы, не меняется. И сегодня во всех вооруженных конфликтах работает примитивная психология захватчика. То есть, можно действовать, как Наполеон, который во время своего египетского похода разграбил Египет. Как англичане, которые точно так же присваивали культурные ценности других народов себе. А можно и вовсе уничтожать то, что нельзя продать, на чем нельзя заработать, как в случае со статуями Будды в Бамиане.