Третьего июня 1896 года был подписан русско-китайский Московский договор о строительстве Китайско-Восточной железной дороги, КВЖД. Она стала южной веткой Транссибирской магистрали и соединила по территории Маньчжурии Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Инициатором постройки выступил тогдашний министр финансов Сергей Витте: он хотел сократить длину Транссиба и усилить российское влияние в северо-восточном Китае. Планы Витте многими критиковались. Его стратегический просчет стал очевиден после поражения России в Русско-японской войне 1904-1905 годов: КВЖД перешла под управление Японии, а России для связи со своим Дальним Востоком пришлось срочно строить Амурскую железную дорогу. После революции 1917 года КВЖД действовала как совместное советско-китайское коммерческое предприятие. Однако Пекин хотел получить ее в свою собственность, что на долгие годы стало источником постоянных конфликтов между двумя странами. Наконец, в 1952 году соглашение о безвозмездной передаче КВЖД Китаю было подписано.
Рекомендуем