Узнать за 90 секунд

Феофан Прокопович – автор тезиса о триедином русском народе

Читать на сайте radiosputnik.ru
В июне 1681 года родился архиепископ Феофан Прокопович, один из сподвижников Петра I, фактический глава Синода, ученый-энциклопедист. Его критические работы положили начало эпохе классицизма в России. Феофана также считают автором тезиса о триедином русском народе – великороссов, малороссов и белорусов. Эта концепция впоследствии станет официальной в Российской империи.
Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм – он считал, что государь должен главенствовать не только над народом, но и над духовенством. Эту точку зрения разделял Петр I, почерпнувший эту идею, как считается, во время вояжа в Европу и знакомства с устройством англиканской церкви. В итоге в 1721 году "Духовным Регламентом", составленным Прокоповичем и утвержденным царем, была упразднена власть патриарха и введено синодальное устройство церкви. Историк Фроловский писал: смысл "Регламента" очень прост и слишком ясен. Это есть программа Русской Реформации.
При этом ни Петр, ни Феофан как-то даже не взяли в рассуждение ту мысль, что делая церковь одним из государственных ведомств, навроде министерства, они тем самым подрывают ее авторитет в глазах народа. А ведь именно церковь – единственный русский институт, который преодолел все тысячелетние невзгоды. Например, в Смутное время именно церковь удержала страну от распада.
Феофан Прокопович также был одним из инициаторов указа Синода о раскрытии тайны исповеди, то есть поощрял доносительство. Флоровский писал, что Прокопович был человек жуткий, даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, которого нужно называть не деятелем, а дельцом, "агентом Петровской реформы".
Феофан Прокопович же положил начало мифологизации образа царя-преобразователя. Он говорил о Петре: "Деревянную он обрете Россию, а сотвори златую".Знаменитый петергофский фонтан "Самсон, разрывающий пасть льву" также создан по инициативе Феофана – к 25-летию Полтавской победы. Сражение произошло в день преподобного Самсона Странноприимца. Это же имя носил ветхозаветный герой, обладавший огромной силой, руками разорвавший пасть напавшего на него льва. А лев – геральдический символ Швеции. В похвальном слове, произнесенном сразу после Полтавы, Прокопович сравнил Петра с Самсоном. Царю это сравнение понравилось. Так что, можно сказать, что происхождение современного выражения "Пасть порву!" тоже связано, пусть и косвенно, с Феофаном Прокоповичем...
Обсудить
Рекомендуем