https://radiosputnik.ru/20240602/1949950399.html
Феофан Прокопович – автор тезиса о триедином русском народе
Феофан Прокопович – автор тезиса о триедином русском народе - Радио Sputnik, 02.06.2024
Феофан Прокопович – автор тезиса о триедином русском народе
В июне 1681 года родился архиепископ Феофан Прокопович, один из сподвижников Петра I, фактический глава Синода, ученый-энциклопедист. Его критические работы... Радио Sputnik, 02.06.2024
2024-06-02T01:55
2024-06-02T01:55
2024-06-02T01:56
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e8/06/02/1949950289_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_e0ac20aa006fff98cc77154e9303effc.jpg
Феофан Прокопович – автор тезиса о триедином русском народе
В июне 1681 года родился архиепископ Феофан Прокопович, один из сподвижников Петра I, фактический глава Синода, ученый-энциклопедист. Его критические работы положили начало эпохе классицизма в России. Феофана также считают автором тезиса о триедином русском народе – великороссов, малороссов и белорусов. Эта концепция впоследствии станет официальной в Российской империи.
Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм – он считал, что государь должен главенствовать не только над народом, но и над духовенством. Эту точку зрения разделял Петр I, почерпнувший эту идею, как считается, во время вояжа в Европу и знакомства с устройством англиканской церкви. В итоге в 1721 году "Духовным Регламентом", составленным Прокоповичем и утвержденным царем, была упразднена власть патриарха и введено синодальное устройство церкви. Историк Фроловский писал: смысл "Регламента" очень прост и слишком ясен. Это есть программа Русской Реформации.
При этом ни Петр, ни Феофан как-то даже не взяли в рассуждение ту мысль, что делая церковь одним из государственных ведомств, навроде министерства, они тем самым подрывают ее авторитет в глазах народа. А ведь именно церковь – единственный русский институт, который преодолел все тысячелетние невзгоды. Например, в Смутное время именно церковь удержала страну от распада.
Феофан Прокопович также был одним из инициаторов указа Синода о раскрытии тайны исповеди, то есть поощрял доносительство. Флоровский писал, что Прокопович был человек жуткий, даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, которого нужно называть не деятелем, а дельцом, "агентом Петровской реформы".
Феофан Прокопович же положил начало мифологизации образа царя-преобразователя. Он говорил о Петре: "Деревянную он обрете Россию, а сотвори златую".Знаменитый петергофский фонтан "Самсон, разрывающий пасть льву" также создан по инициативе Феофана – к 25-летию Полтавской победы. Сражение произошло в день преподобного Самсона Странноприимца. Это же имя носил ветхозаветный герой, обладавший огромной силой, руками разорвавший пасть напавшего на него льва. А лев – геральдический символ Швеции. В похвальном слове, произнесенном сразу после Полтавы, Прокопович сравнил Петра с Самсоном. Царю это сравнение понравилось. Так что, можно сказать, что происхождение современного выражения "Пасть порву!" тоже связано, пусть и косвенно, с Феофаном Прокоповичем...
audio/mpeg
Феофан Прокопович – автор тезиса о триедином русском народе
В июне 1681 года родился архиепископ Феофан Прокопович, один из сподвижников Петра I, фактический глава Синода, ученый-энциклопедист. Его критические работы положили начало эпохе классицизма в России. Феофана также считают автором тезиса о триедином русском народе – великороссов, малороссов и белорусов. Эта концепция впоследствии станет официальной в Российской империи.
Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм – он считал, что государь должен главенствовать не только над народом, но и над духовенством. Эту точку зрения разделял Петр I, почерпнувший эту идею, как считается, во время вояжа в Европу и знакомства с устройством англиканской церкви. В итоге в 1721 году "Духовным Регламентом", составленным Прокоповичем и утвержденным царем, была упразднена власть патриарха и введено синодальное устройство церкви. Историк Фроловский писал: смысл "Регламента" очень прост и слишком ясен. Это есть программа Русской Реформации.
При этом ни Петр, ни Феофан как-то даже не взяли в рассуждение ту мысль, что делая церковь одним из государственных ведомств, навроде министерства, они тем самым подрывают ее авторитет в глазах народа. А ведь именно церковь – единственный русский институт, который преодолел все тысячелетние невзгоды. Например, в Смутное время именно церковь удержала страну от распада.
Феофан Прокопович также был одним из инициаторов указа Синода о раскрытии тайны исповеди, то есть поощрял доносительство. Флоровский писал, что Прокопович был человек жуткий, даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, которого нужно называть не деятелем, а дельцом, "агентом Петровской реформы".
Феофан Прокопович же положил начало мифологизации образа царя-преобразователя. Он говорил о Петре: "Деревянную он обрете Россию, а сотвори златую".Знаменитый петергофский фонтан "Самсон, разрывающий пасть льву" также создан по инициативе Феофана – к 25-летию Полтавской победы. Сражение произошло в день преподобного Самсона Странноприимца. Это же имя носил ветхозаветный герой, обладавший огромной силой, руками разорвавший пасть напавшего на него льва. А лев – геральдический символ Швеции. В похвальном слове, произнесенном сразу после Полтавы, Прокопович сравнил Петра с Самсоном. Царю это сравнение понравилось. Так что, можно сказать, что происхождение современного выражения "Пасть порву!" тоже связано, пусть и косвенно, с Феофаном Прокоповичем...
audio/mpeg
В июне 1681 года родился архиепископ Феофан Прокопович, один из сподвижников Петра I, фактический глава Синода, ученый-энциклопедист. Его критические работы положили начало эпохе классицизма в России. Феофана также считают автором тезиса о триедином русском народе – великороссов, малороссов и белорусов. Эта концепция впоследствии станет официальной в Российской империи. Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм – он считал, что государь должен главенствовать не только над народом, но и над духовенством. Эту точку зрения разделял Петр I, почерпнувший эту идею, как считается, во время вояжа в Европу и знакомства с устройством англиканской церкви. В итоге в 1721 году "Духовным Регламентом", составленным Прокоповичем и утвержденным царем, была упразднена власть патриарха и введено синодальное устройство церкви. Историк Фроловский писал: смысл "Регламента" очень прост и слишком ясен. Это есть программа Русской Реформации. При этом ни Петр, ни Феофан как-то даже не взяли в рассуждение ту мысль, что делая церковь одним из государственных ведомств, навроде министерства, они тем самым подрывают ее авторитет в глазах народа. А ведь именно церковь – единственный русский институт, который преодолел все тысячелетние невзгоды. Например, в Смутное время именно церковь удержала страну от распада.Феофан Прокопович также был одним из инициаторов указа Синода о раскрытии тайны исповеди, то есть поощрял доносительство. Флоровский писал, что Прокопович был человек жуткий, даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, которого нужно называть не деятелем, а дельцом, "агентом Петровской реформы".Феофан Прокопович же положил начало мифологизации образа царя-преобразователя. Он говорил о Петре: "Деревянную он обрете Россию, а сотвори златую".Знаменитый петергофский фонтан "Самсон, разрывающий пасть льву" также создан по инициативе Феофана – к 25-летию Полтавской победы. Сражение произошло в день преподобного Самсона Странноприимца. Это же имя носил ветхозаветный герой, обладавший огромной силой, руками разорвавший пасть напавшего на него льва. А лев – геральдический символ Швеции. В похвальном слове, произнесенном сразу после Полтавы, Прокопович сравнил Петра с Самсоном. Царю это сравнение понравилось. Так что, можно сказать, что происхождение современного выражения "Пасть порву!" тоже связано, пусть и косвенно, с Феофаном Прокоповичем...
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e8/06/02/1949950289_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_65a1627bb3ddcc8bef0a3136eb15ec16.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
В июне 1681 года родился архиепископ Феофан Прокопович, один из сподвижников Петра I, фактический глава Синода, ученый-энциклопедист. Его критические работы положили начало эпохе классицизма в России. Феофана также считают автором тезиса о триедином русском народе – великороссов, малороссов и белорусов. Эта концепция впоследствии станет официальной в Российской империи.
Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм – он считал, что государь должен главенствовать не только над народом, но и над духовенством. Эту точку зрения разделял Петр I, почерпнувший эту идею, как считается, во время вояжа в Европу и знакомства с устройством англиканской церкви. В итоге в 1721 году "Духовным Регламентом", составленным Прокоповичем и утвержденным царем, была упразднена власть патриарха и введено синодальное устройство церкви. Историк Фроловский писал: смысл "Регламента" очень прост и слишком ясен. Это есть программа Русской Реформации.
При этом ни Петр, ни Феофан как-то даже не взяли в рассуждение ту мысль, что делая церковь одним из государственных ведомств, навроде министерства, они тем самым подрывают ее авторитет в глазах народа. А ведь именно церковь – единственный русский институт, который преодолел все тысячелетние невзгоды. Например, в Смутное время именно церковь удержала страну от распада.
Феофан Прокопович также был одним из инициаторов указа Синода о раскрытии тайны исповеди, то есть поощрял доносительство. Флоровский писал, что Прокопович был человек жуткий, даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, которого нужно называть не деятелем, а дельцом, "агентом Петровской реформы".
Феофан Прокопович же положил начало мифологизации образа царя-преобразователя. Он говорил о Петре: "Деревянную он обрете Россию, а сотвори златую".Знаменитый петергофский фонтан "Самсон, разрывающий пасть льву" также создан по инициативе Феофана – к 25-летию Полтавской победы. Сражение произошло в день преподобного Самсона Странноприимца. Это же имя носил ветхозаветный герой, обладавший огромной силой, руками разорвавший пасть напавшего на него льва. А лев – геральдический символ Швеции. В похвальном слове, произнесенном сразу после Полтавы, Прокопович сравнил Петра с Самсоном. Царю это сравнение понравилось. Так что, можно сказать, что происхождение современного выражения "Пасть порву!" тоже связано, пусть и косвенно, с Феофаном Прокоповичем...