Узнать за 90 секунд

"Вездеход" – самый первый в мире танк

Читать на сайте radiosputnik.ru
18 мая 1915 года под Ригой был испытан первый в мире танк "Вездеход", разработанный конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым. Первый английский танк "Линкольн №1" будет испытан лишь три месяца спустя. "Вездеход" Пороховщикова имел массу до 4-х тонн, пулемет, противопульное бронирование, управлял им один человек. Это была механическая платформа, опиравшуюся впереди на небольшие колесики, а под днищем – сплошная резиновая лента, которая, собственно, и приводила танкетку в движение. Максимальная скорость – 25 километров в час, позднее – более 40.
Пороховщиков заложил в проект возможность установки на танкетку тяжелого бронирования и пушки. Он также предложил многослойную броню собственной разработки. Однако танки с таким бронированием появятся лишь в 70-х годах XX века.
Конструкция Пороховщикова, конечно, была несовершенна. Но в результате испытаний он устранил множество недоделок. Однако военные отнеслись к танкетке скептически: она способна была преодолевать препятствия, но не могла передвигаться по болотистой местности. Впрочем, эти недостатки были присущи всем машинам того времени – и британским, и французским. Однако танки, несмотря на все свои минусы, успешно воевали в Первой мировой войне.
Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Но британцы первыми начали их массовое производство. Наш "Вездеход" собирался в Рижских авторемонтных мастерских завода "Руссо-Балт". А совсем рядом проходила линия фронта. Поэтому автозавод осенью 1915 года эвакуировали в Москву. Проект с танками заглох.
А что сталось с Пороховщиковым? Кстати, конструктор – потомственный дворянин, сын основателя "Славянского базара", московского предпринимателя Александра Пороховщикова, дядя Патриарха всея Руси Алексия I (Симанского), родной дед актера Александра Пороховщикова. После революции он возглавлял авиационное КБ, но вскоре был репрессирован из-за своего дворянского происхождения. В соловецком лагере СЛОН занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения, перед войной, работал в Автобронетанковом управлении РККА. Но уже скоро был арестован по обвинению в шпионаже и расстрелян в июле 1941 года.
Обсудить
Рекомендуем