Узнать за 90 секунд

Иван Шадр: деньги для Колчака и "Булыжник – оружие пролетариата"

Читать на сайте radiosputnik.ru
Третьего апреля 1941 года скончался скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр. Его отец – зауральский крестьянин Иванов. Псевдоним Шадр появится позднее. Иван Дмитриевич учился в Петербурге и Париже – у самого Огюста Родена. Во время Гражданской войны адмирал Колчак заказал Шадру величественный памятник "Освобождение Сибири", а также эскизы денежных ассигнаций под девизом "Возрождение России". Но Шадр не успел реализовать эти проекты – город заняли красные.
Скульптора арестовали как пособника белогвардейцев. Чуть не пустили в "расход" – приговорили к расстрелу "условно". Была такая мера наказания. К ней, например, приговорили инженера Шухова во время строительства знаменитой башни.
После этого Шадр начал создавать многочисленные памятники Ленину и Карлу Марксу, барельефы Карла Либкнехта и Розы Люксембург...
А еще он ваял скульптуры так называемых "денежных мужиков": по заказу Гознака выполнил банкноты с фигурами рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля.
А в 1927 году Шадр создал одну из своих самых знаменитых скульптур – "Булыжник – оружие пролетариата". Художник Михаил Васильевич Нестеров отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое "красоту духа с вечной красотой формы", как умели делать это великие мастера Возрождения. "Булыжник" был мгновенно растиражирован: памятник установили во многих советских городах, а также в странах соцлагеря.
А еще Ивану Шадру приписывают создание "Девушки с веслом", которая якобы послужила прототипом для создания какого-то совсем уже невозможного числа гипсовых копий: в каждом парке страны можно увидеть подобную скульптуру. Однако на самом деле первоосновой этой растиражированной "Девушки" стала работа скульптора Ромуальда Иодко с тем же названием. Это – фигура девушки в купальнике и c веслом в левой руке. Изначально ее установили в 1936 году в московском парке водного стадиона "Динамо". А у Шадра совсем другая "Девушка с веслом" – своеобразная перекличка с античностью – и к тому же еще полностью обнаженная. Власти посчитали это отступлением от канонов соцреализма. Поэтому скульптуру Шадра "завернули", а в серию "пустили" творение Иодко.
Обсудить
Рекомендуем