Узнать за 90 секунд

Избрание Михаила Федоровича на царство

Читать на сайте radiosputnik.ru
Третьего марта 1613 года Земским собором был избран на царство Михаил Федорович Романов. Народное ополчение, очистив Москву от польских захватчиков, увенчало свою победу избранием царя на пустовавший престол. Собор сразу отказался от кандидатур польского царевича Владислава, шведского принца Карла Филиппа и Марины Мнишек, а постановил "выбирать из московских и русских родов". И если решение об иноземцах было единогласным, то относительно русских кандидатур поначалу была полнейшая разноголосица. Наконец какой-то дворянин из Галича выступил на соборе и высказал мнение, что ближе всех по родству к угасшей династии Рюриковичей стоят Романовы – их и надо выбирать. За это предложение проголосовало большинство.
Иногда некоторые недоумевают: почему народ решил восстановить монархию, а не заделать, скажем, республику? Например, историк Сергей Федорович Платонов удивлялся: войско Минина и Пожарского, представляя собою сильнейшую в материальном отношении и духовно сплоченную силу, не сумело взять под свой контроль дела в государстве.
А что они по Платонову должны были сделать? Установить новую олигархию? Но народ уже насмотрелся в Смуту на своих олигархов – "семибоярщину". Именно эти правители и поставили страну на грань развала, да еще пригласили польского королевича на русский престол. Нет, тяглые мужики из ополчения Минина и Пожарского шли восстанавливать старый московский порядок: монархию без всякой "семибоярщины".А Платонов был убежден, что народное ополчение проворонило момент безвластия и возможность установить свою диктатуру власти. Правда, Платонов писал свои экзегетические опусы еще до революции. Позднее, после тюрем и ссылок, думается, историк кое-что понял…
Пережив трагедию Смутного времени, народ вспоминал о старых законных царях. Вспоминались блеск и величие царской власти, выдающиеся военные победы, внутреннюю стабильность. И это могущество олицетворял теперь 16-летний Михаил, который, конечно же, по малолетству ни в коей мере не мог быть сколько-нибудь значимой государственной фигурой. Но царь Михаил Федорович – это символ, который в те годы был необходим для объединения нации и становления державы после смутных времен.
Обсудить
Рекомендуем