Монографии Тарле, в том числе его главная книга "Наполеон", написаны легким литературным языком. Его больше интересовал не исторический фон, а конкретные человеческие судьбы. В работах Тарле много актуального и по сей день.
В этот день, ... лет назад
Восьмого ноября 1874 года родился советский историк Евгений Викторович Тарле. На его долю выпало много испытаний. Его и исключали из Академии наук, и отправляли в ссылку в Казахстан. А потом он получил за свои труды три Сталинские премии.
Именно в ссылке Тарле начал писать свою главную книгу – "Наполеон". Она остается до сих пор одной из наиболее популярных работ о французском императоре. А еще Тарле – автор монографий "Нашествие Наполеона на Россию", "Талейран", "Крымская война".
Правда, стоит отметить, что Евгений Викторович довольно-таки вольно обращался с историческими фактами, часто без должной критики и анализа подходил к документальным источникам. Ну и, конечно же, он подгонял все это под определенные схемы и идеологемы. Но таковы были реалии того времени. А кто из советских историков этим не занимался? Они все следовали знаменитому императиву историка-большевика Михаила Покровского, который гласит: "История – это политика, опрокинутая в прошлое". В общем, как говорил в таких случаях другой "деятель" – Хрущев: "Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!"
Монографии Тарле написаны легким литературным языком. Кроме того, его больше интересовал не исторический фон, а конкретные человеческие судьбы. В его работах много актуального и по сей день. Например, он описывает, как после разгрома Наполеона в России русские войска перешли границу. В Пруссии сначала полушепотом, а потом громко стали говорить: "Русские освободители идут!" И этот клич на разных языках раздавался в течение всего 1813 года.
А ныне же во многих европейских учебниках для средней школы повествуется об освобождении Пруссии почти без упоминания об Отечественной войне 1812 года. А эта война упоминается в том контексте, что если бы не "генерал Мороз", то Россию Наполеон разгромил бы в два счета. Это и есть антироссийская информационная война. Ничего личного.
И еще. В 1812 году мы воевали практически один на один с наполеоновской Европой. Была, правда, еще Британия, но из нее союзник для России был всегда никудышный. И что же? В 1913 году торжественно отмечалось 100-летие Битвы народов под Лейпцигом. Российская делегация установила на поле битвы небольшой обелиск в память наших воинов, павших за освобождение Германии. А немецкие бюргеры ходили мимо монумента и изумленно говорили: "При чем тут русские? Это мы, немцы, освободили Германию. Это мы, немцы, разбили Наполеона и взяли Париж".
Наполеон в свое время говорил: "Из всех национальностей Европы я обязан сделать единый народ, Париж станет столицей мира". А сто с небольшим лет спустя почти эти же слова повторит Гитлер. Правда, столицей "единой Европы" он провозгласит Берлин. Получается, за последние двести лет мы брали две столицы "единой Европы".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.