На этой неделе мы говорим о недоброй памяти "письме 42-х". Это был тот самый удар, который прикончил все иллюзии о том, с кем выбрали быть в 90-х мастера культуры, позднее, уже сегодня, мы их называем "лидеры общественного мнения". Те, которые прежде говорили о прощении, милосердии, сочувствии к слабым и поискам компромисса, оторвались по полной и решили практически изничтожить не только тех братьев по перу, кто с ними был не согласен, но и своих собственных читателей.
Назвав последних "красно-коричневыми", они призвали власть "раздавить гадину". Вместо замирения они толкали власть к крови. Как ни парадоксально, роль интеллигенции тогда взяла на себя армия, точнее, группа захвата "Альфа", спасшая защитников Белого дома. Тем, что молчаливо проигнорировала приказ на "рубилово" и вместо этого аккуратно выводила людей в безопасное место. "Альфа" стала той самой интеллигенцией, спасшей живые души.
Два литератора пытались осмыслить происшедшее.
Одного вышвырнули из литературного процесса : поскольку фронтовик Юрий Бондарев отказался идти на компромисс с убеждениями, его фактически перестали издавать, хотя его повесть "Бербудский треугольник" - горестный диагноз той эпохи.
Смотреть в это зеркало многим явно не хотелось.
Зато хотелось себя и свой мир, пусть не всегда и соглашаясь, и не радуясь отражению, видеть в книгах Виктора Пелевина. Поговорим о его новом романе и о том, стоит ли его читать.
В 90-е Пелевин был главным остроумцем эпохи. Впрочем, шутки его шли в народ именно потому, что за ними были невидимые миру слезы. Писатель живо напоминал человека, который, ничего не подозревая, идет после работы домой и вдруг видит, что этот дом весь объят пламенем и спасти уже ничего нельзя. Кто-то в таких ситуациях начинает рыдать, а кто-то разражается нервным смехом. Нервный смех над гибелью СССР – в этом был весь ранний Пелевин.
В нулевых он стал жесточайшим критиком западного образа жизни, сочинил "Уркаинский Уркаганат", писал про доблестного русского разведчика, сражающегося с американскими беспилотниками. Далеко не случайно имя героя его романа "Generation П" взял в качестве псевдонима борец за свободу Новороссии Макс Фомин, убитый в Петербурге этой весной.
Но сейчас все труднее. Пелевин за границей вынужден косплеить "хорошего русского", а значит, поливать Россию помоями. С другой стороны, он в этой самой России издается. Посмотрим, как маститый писатель, который давно уже пишет лишь эпитафии самому себе, крутится между цензурных рогаток.
О том, как по-разному литераторы разных поколений эту эпоху описали и оценили, – в первой части программы "СексКультПросвет". А секс будет во второй части сегодняшнего выпуска.
Продолжение эфира программы слушайте здесь.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.