Как триада графа Уварова "Православие, самодержавие народность" стала символом николаевской России, и применим ли этот опыт Российской империи сегодня? На каком идейном фундаменте выросла эта теория? Почему цензура запретила печать записки убежденного монархиста Карамзина? И как зарубежное образование должно было помочь развить патриотизм?
Продолжаем говорить о графе Уварове и его триаде в авторской программе Владимира Мединского на радио Sputnik.
Сергей Рыбаков, кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО МИД РФ:
– Александр Невский едва ли не первый государственник в том смысле, в котором мы сейчас говорим. И эта эстафета в зависимости от конкретных эпох передавалась, начиная с XII века до XIX века и в более поздние периоды тоже. Так что сюда можно включить и Дмитрия Донского, и целую плеяду государственников, участвовавших в войне 1812 года и т.д.
– Эпоху Николая I называют эпохой консервативной модернизации. Традиция консервативная в России существовала всегда. Другой вопрос, что она то уходила с переднего плана политической сцены, то вновь возвращалась. Но она существовала. И вот эта консервативная модернизация Николая I, достаточно вспомнить строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Очень много было сделано в это время. И не только в техническом смысле.
Первую часть эфира программы слушайте здесь.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.