Выиграй Испания, и радовалась бы лишь Испания. А так еще и Бельгия, и Нидерланды, и Италия с Францией. Да и сама Испания тоже, поскольку, по разным оценкам, в ней проживает от миллиона до четырех миллионов марокканцев.
Может и правда, где-то есть футбольный бог, который не прощает даже намека на то, что команда могла сдать игру, чтобы выйти в следующем раунде на, как ей казалось, более слабого соперника. А может, Испания проиграла японцам в последнем матче группового турнира не потому, что не хотела с первого места выходить в одной восьмой на хорватов, а потому что так сложилось. В любом случае есть закономерность в том, что Марокко она тоже проиграла. В довольно блеклом, но весьма драматичном матче. Как и четыре года назад, по пенальти. С той разницей, что тогда все решила нога Акинфеева, а сейчас ноги самих испанцев, не сумевших забить ни мяча.
Однако, выиграй Испания, и радовалась бы лишь Испания. И то не очень, поскольку для одного из записных фаворитов чемпионата мира эта стадия считалась проходной, из разряда "ничего особенного". А так еще и Бельгия. И совсем не только настоящая, звездная сборная которой тоже стала жертвой марокканцев, и теперь она может утешать себя тем, что не она одна. И Нидерланды, и Италия, и Франция. Да и сама Испания тоже, поскольку, по разным оценкам, в ней проживает от миллиона до четырех миллионов выходцев из Марокко. Всего же из их разбросанных по Старому Свету диаспор можно насобирать целую и довольно густонаселенную страну.
Вот она-то и дала жару, устроив "старушке Европе" по столь историческому случаю (а выход в четвертьфинал – это у них впервые) маленький бордальеро. Маленький, если сравнивать с тем, что они учинили после победы над Бельгией. Тогда, говорят, был ад. Разбивали витрины, переворачивали и жгли машины. Сейчас погуляли скромнее. Обошлись без грандиозных погромов, но все равно с размахом и огоньком. Флаги, пиротехника, песни, пляски. Пошумели в Амстердаме и Роттердаме, парализовав там движение. Слегка покрушили Гаагу и Брюссель.
Но больше всего досталось проигравшей стороне. В Бильбао сотни выходцев из Северной Африки пронеслись по центру, сметая все на своем пути. В Гранаде дошло до столкновений с полицией. Въезды в Мелилью – испанскую автономию, окруженную марокканскими землями – местные власти вообще закрыли в целях безопасности. Зато мэр каталонского города Вик, от греха подальше, отдал на милость победителей главную площадь для ритуального жертвоприношения. Отыгрались, словом, за испанский протекторат, под которым находилась часть страны в первой половине прошлого столетия.
Им бы еще за французский поквитаться. Тоже было. Но это если только в полуфинале. А пока на очереди португальцы, в блестящем стиле и с теннисным счетом разгромившие крепкую Швейцарию и уже наученные горьким опытом соседей по континенту, недооценивших хватку "атласских львов". Будут готовиться их укротить. А вся Европа – желать им победы. Хотя не вся. Есть в ней одна не указанная на карте, но очень шумная "страна". Как она умеет радоваться, все уже поняли. Но никто не знает, какая она в гневе.
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.